Архив публикаций - 2019 год

№ 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ШАГИДАЕВА А.Б. Проблемы государственного управления развитием образования.

В статье рассмотрены роль и значение государственного управления в сфере образования, подчеркнута необходимость поддержания и развития государственно-публичного характера управления образованием и обоснована необходимость вузовского самоуправления. Раскрыты отдельные проблемы управления, которые, исходя из позиций успешного функционирования образовательного учреждения, оказывают наибольшее влияние на образовательный процесс и качество образовательной деятельности. По итогам исследования предлагаются пути оптимизации государственного управления и регулирования в изу¬чаемой сфере. Аргументирован тезис о том, что уровень образования влияет на развитие общества и отдельной личности.
Ключевые слова: образование, управление образованием, оптимизация управления образованием, государственная поддержка образования, качество образовательной деятельности, финансирование сферы образования, педагогические кадры.
Shagidaeva A.B. Problems of public administration of education development
In article the role and value of public administration in education are considered, need of maintenance and development of state and public nature of management of education is emphasized and need of higher education institution self-government is proved. Some problems of management which proceeding from positions of successful functioning of educational institution, have the greatest impact on educational process and quality of educational activity are opened. According the results of a research ways of optimization of public administration and regulation in the studied area are proposed. The thesis that the level of education influences the development of society and the individual is argued.
Keywords: education, management of education, optimization of management of education, state support of education, quality of educational activities, financing of education, educational personnel.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ЯКОВЛЕВА Н.Ф. Ценностное самоопределение детей-сирот в процессе социально-культурной деятельности.

Представлен анализ сущности и структуры ценностного самоопределения детей-сирот, а также сопряженных с ним дефиниций. Показана связь ценностного самоопределения детей-сирот с социально-культурной деятельностью. Описаны механизмы и обоснованы организационно-педагогические условия актуализации ценностного самоопределения детей-сирот, реализуемые в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, ценностное самоопределение, социально-культурная деятельность, организационно-педагогические условия.
Yakovleva N.F. Value self-determination of orphan children in the process of socio-cultural activities.
The analysis of essence and structure of value self-determination of orphan children and also the definitions interfaced to it is presented. Connection of value self-determination of orphan children with social and cultural activities is shown. Mechanisms are described and the organizational and pedagogical conditions of actualization of value self-determination of orphan children realized in the organizations for orphan children and children left without parental care are substantiated.
Keywords: orphan children, value self-determination, socio-cultural activities, organizational and pedagogical conditions.

ЛЕПЕШЕВ Д.В. Социальное воспитание в условиях поликультурного общества.
Статья посвящена проблеме социального воспитания с позиций евразийской идентичности. Даны рекомендации по её решению, в частности, выдвигается концепция евразийства как одного из направлений идеологического развития российского государства и его соседей. Доказано, что данная концепция является плодотворным основанием для формирования воспитательной системы, способной противостоять унификации и вестернизации, вызванной глобализациоными процессами.
Ключевые слова: воспитание, евразийство, идеология глобализации, культурная идентичность, межкультурная коммуникация, поликультурное общество.
Lepeshev D.V. Social education in the conditions of multicultural society.
Article is devoted to a problem of social education from standpoint of the Eurasian identity. Recommendations about its decision are given, in particular, the concept of Eurasianism as one of the directions of ideological development of the Russia and its neighbors is put forward. It is proved that this concept is the fruitful basis for formation of the educational system capable to resist to unification and the westernization caused by globalization processes.
Keywords: education, Eurasianism, globalization ideology, cultural identity, cross-cultural communication, multicultural society.

АЛПАТОВА Н.С., ПРОКОПЕНКО А.Ю., ПОНЬКИНА И.В., МАРЧЕНКО Э.Т. Социально-педагогическая деятельность по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Рассмотрена специфика социально-педагогической работы по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра. Описаны этапы опытно-экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у данной категории детей. Представлена программа социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра, дана характеристика её содержанию. Проведён анализ эффективности экспериментальной работы.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, формирование семейных ценностей, воспитанники социально-реабилитационного центра.
Alpatova N.S., Prokopenko A.Yu., Ponkina I.V., Marchenko E.T. Socio-pedagogical activities for formation of family values at pupils of the social rehabilitation center.
The specifics of social and pedagogical work on formation of family values at pupils of the social rehabilitation center are considered. Stages of experimental work on the formation of family values in this category of children are described. The program of social and pedagogical activity on the formation of family values among the pupils of the social rehabilitation center is presented, a description of its content is given. The analysis of efficiency of experimental work is carried out.
Keywords: socio-pedagogical activity, formation of family values, pupils of the social rehabilitation center.

СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПЛОТКИН М.М. Социальное воспитание и пубертат.

Социальное воспитание представлено в статье как своеобразный феномен, имеющий место на всех возрастных этапах развития личности - в онтогенезе, филогенезе во всех сферах общественной жизни. Показано, что социальное воспитание на современном этапе развития осуществляется нередко в весьма противоречивой, неоднозначной ситуации: рост социально-стратовой, региональной, этноконфессиональной дезинтеграции, низкий уровень физического и психического здоровья молодёжи, её фрустрации и т.д. Социальное воспитание рассматривается в соотнесении с периодом полового созревания личности - пубертатом, который вносит свои сложности в воспитание и социализацию подростков, так как является одним из наиболее сложных этапов формирования личности.
Ключевые слова: социальное воспитание, пубертат — период полового созревания, подростковый возраст, социализация, воспитание, социальная среда, социально-стратовая дезинтеграция, социальное развитие, морально-этическая сфера, гуманизация социальной среды.
Plotkin M.M. Social education and puberty.
Social education is presented in article as the peculiar phenomenon taking place at all age stages of development of the personality - in ontogenesis, phylogenesis in all spheres of public life. It is shown that social education at the present stage of development is carried out quite often in very contradictory, ambiguous situation: growth social-strata, regional, ethno-confessional disintegration, low level of physical and mental health of youth, her frustration, etc. Social education is considered in correlation with the period of puberty of the personality - a puberty which brings the difficulties in education and socialization of teenagers as is one of the most difficult stages of formation of the personality.
Keywords: social education, puberty, adolescence, socialization, education, social environment, social strata disintegration, social development, moral and ethical sphere, humanization of the social environment.

КАСИМОВ Р.А. Воспитание субъектной позиции ребёнка к формированию своего здоровья.
В статье актуализирована проблема воспитания здоровой личности на основе поиска педагогических средств, базирующихся на идеальном представлении о здоровой жизнедеятельности. Предложена структура здоровой личности, методологической основой которой является экзистенциальный подход. Данная структура отражает компоненты воспитания здоровой личности: образ жизни, компетентность, культуру здоровья и мотивацию. Автор, опираясь на системно-деятельностный подход, определяет основные качества личности, которые формируются у воспитанников в процессе реализации здоровых видов активности: физической, экологической, медицинской, психологической, нравст¬венной и социальной. Установлено, что активность - это главный фактор, формирующий личность. Показано, что здоровые виды активности формируют субъектную позицию ребёнка по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. Даются определения таким понятиям, как «воспитание здоровой личности», «здоровый образ жизни», «здоровые виды активности», «компетентность», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «социальное здоровье», «культура здоровья».
Ключевые слова: воспитание, здоровая личность, структура здоровой личности, идеал жизнедеятельности, экзистенциальный подход, здоровый образ жизни, системно-деятельностный подход, компетентность, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, активность, здоровые виды активности, культура здоровья, мотив, субъектная позиция, сохранение и укрепление здоровья, средства воспитания.
Kasimov R.А. Education the child's subject position to formation of their health.
In article the problem of education of the healthy personality on the basis of search of the pedagogical means which are based on ideal idea of healthy activity is staticized. The structure of the healthy personality which methodological basis is existential approach is offered. This structure reflects components of education of the healthy personality: lifestyle, competence, culture of health and motivation. The author, based on a system-activity approach, determines the basic qualities of the personality which are formed at pupils in the process of realization of healthy types of activity: physical, ecological, medical, psychological, moral and social. It is established that the activity is the main factor forming a personality. It is shown that healthy types of activity form a subject position of the child in relation to preservation and strengthening of the health. Definitions are given to such concepts as «raising a healthy personality», «healthy lifestyle», «healthy types of activity», «competence», «physical health», «mental health», «social health», «the culture of health». person is submitted.
Keywords: education, healthy personality, structure of a healthy personality, life ideal, existential approach, healthy lifestyle, system-activity approach, competence, physical health, mental health, social health, activity, healthy types of activity, culture of health, motive, subject position, preservation and strengthening of health, educational tools.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОЧЕТОВА А.А. Стандарт профессиональной педагогической деятельности: потребности и возможности.

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональных стандартов педагогической деятельности, внедрение которых неоднократно переносилось из-за психологической и практической неготовности к этому учителей. В настоящее время дата внедрения отложена до 1 сентября 2019 года. Автором обосновывается необходимость профессионального стандарта для обеспечения качества образования как непреложного фактора развития и процветания общества; раскрываются новые аспекты понимания необходимости стандартов - для работы с «большими данными», упрощения работы, облегчения жизни и взаимодействия людей; предлагается включиться в разработку школьного компонента стандартов для того, чтобы были учтены потребности каждого педагогического коллектива.
Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, качество жизни, качество образования, потребности, «большие данные», профессиональное развитие.
Kochetova A.A. Standard of professional pedagogical activity: needs and opportunities
Article is devoted to the actual problem of professional standards of pedagogical activity which introduction was repeatedly postponed due to the psychological and practical unavailability of teachers for this. Now date of implementation is postponed until September 1, 2019. Need of the professional standard for ensuring quality of education as indispensable factor of development and prosperity of society is proved by the author; it reveals new aspects of understanding of need of standards — for work with «big data», simplification of work, simplification of life and interaction of people; it is offered to join in development of a school component of standards in order that needs of each pedagogical collective were considered.
Keywords: standardization, standard, professional standard, quality of life, quality of education, needs, «big data», professional development.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ
КАХАРОВА Л.Д. Повышение качества образования — ключ к улучшению качества жизни.

Автор рассматривает негативные черты российского менталитета, которые определяют низкий уровень жизни в стране. Обосновывает необходимость целенаправленной работы по искоренению привычек людей, тормозящих повышение производительности труда и уровня жизни населения России.
Ключевые слова: уровень жизни, производительность труда, качество работы, менталитет, привычки.
Kakharova L.D. Improvement of quality of education — a key to improvement of quality of life.
The author considers negative features of the Russian mentality which define the low standard of living in the country. Justifies the need of purposeful work on eradication of habits of the people who are slowing down increase in labor productivity and standard of living of the population of Russia.
Keywords: standard of living, labor productivity, quality of work, mentality, habits.

АЛПАТОВА Н.С., ПРОКОПЕНКО А.Ю., ФУРЕЕВА Е.П., ЛОСКУТОВА Е.В., УЛЬЯНОВА И.А. Логопедическая абилитация детей раннего возраста: социально-педагогический аспект.
Рассмотрена проблема организации и содержания логопедической абилитационной помощи детям раннего возраста. Описаны этапы и основные направления, логопедической абилитации. Дана характеристика содержанию коррекционно-логопедической работы по развитию речи детей в периоды от года до двух лет и с двух до трёх лет. Представлены формы работы с родителями и правила, которыми руководствуется логопед в процессе оказания консультативной помощи семье ребёнка раннего возраста.
Ключевые слова: логопедическая абилитация, организация и содержание работы, дети раннего возраста, социально-педагогический аспект.
Alpatova N.S., Prokopenko A.Yu., Fureeva E.P., Loskutova Å.V., Ulyanova I.A. Logopedic abilitation of children of early age: socio-pedagogical aspect.
The problem of the organization and content of the logopedic abilitation help to children of early age is considered. Stages and the main directions of a logopedic abilitation are described. The characteristic of the content of correction-logopedic work on the development of children's speech in the periods from one to two years and from two to three years is given. Presents the forms of work with parents and the rules that guide the logopedist in the process of providing advice to the family of the child of early age is guided.
Keywords: logopedic abilitation, organization and content of work, children of early age, social and pedagogical aspect.

№ 2

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГУРЬЯНОВА М.П. Сетевая площадка по социальной педагогике: современный вектор исследований проблем детства, семьи и воспитания.

B статье рассмотрены преимущества и перспективы деятельности сетевой площадки по социальной педагогике - эффективной модели научных социально-педагогических исследований социальных проблем детства, семьи и воспитания в контексте сетевого взаимодействия заинтересованных в её развитии федеральных, региональных и муниципальных структур.
Ключевые слова: сетевая площадка по социальной педагогике, социальные проблемы детства, семьи и воспитания, региональный центр социально-педагогических исследований проблем детства, семьи и воспитания, профессиональная социально-педагогическая подготовка специалистов.
Guryanova M.P. The network platform on social pedagogy: a modern vector of researches of problems of the childhood, family and education.
In article discusses the advantages and prospects of activity of the network platform for social pedagogy — an effective model of a scientific social and pedagogical research of social problems of the childhood, family and education in the context of network interaction of the federal, regional and municipal structures interested in its development are considered.
Keywords: network platform for social pedagogy, social problems of childhood, family and education, the regional center of social and pedagogical researches of problems of childhood, family and education, professional social and pedagogical training of specialists.

МИРОШКИНА М.Р., ЛОБЫНЦЕВА С.В. Развитие детского общественного движения в современной России.
В статье рассмотрены три этапа детского движения: развитие многообразия детского движения России, создание новых (возрождение либо трансформация существовавших ранее) детских общественных объединений в период становления постсоветской российской государственности (1991-1999 гг.); возвращение к прежним образцам детских организаций и молодёжных объединений, избирательность государства в их под¬держке; формирование заказа на создание про-государственных форм детских и молодёжных объединений, поиск стратегических партнёров детских организаций и объединений из числа крупного бизнеса, предложение им «перспективных технологий» (2000-2014 гг.); период огосударствления детского движения России (с 2015 г. по настоящее время). Основной акцент сделан на этапе становления детского движения постсоветской России в 1990-е годы. Специальный анализ второго и третьего этапов развития детского движения России предполагается представить в дальнейших публикациях авторов.
Ключевые слова: детское движение России, Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», федерация пионерских, детских и подростковых организаций «Юная Россия», русский скаутинг, Общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы», программа деятельности.
Miroshkina M.R., Lobyntseva S.V. Development of children's social movement in modern Russia.
The article considers three stages of the children's movement: the development of the diversity of the children's movement in Russia, the creation of new (revival or transformation of the previously existing) children's public associations in the period of the formation of post-Soviet Russian statehood (1991–1999); a return to the previous models of children's organizations and youth associations, the selectivity of the government in their support; formation of an order for the creation of pro- government forms of children's and youth associations, the search for strategic partners of children's organizations and associations from among large businesses, the offer of «promising technologies» (2000–2014); the period of the nationalization of the children's movement of Russia (since 2015 to the present). The main emphasis is focused on a stage of formation of the children's movement of Post-Soviet Russia in the 1990s. A special analysis of the second and third stages of development of the children's movement in Russia will be presented in further publications of authors.
Keywords: children's movement in Russia, International Union of Children's Public Associations «Union of Pioneer Organizations — Federation of Children's Organizations», Federation of Pioneer, Children's and Adolescent Organizations «Young Russia», Russian Scouting, All-Russian Public Organization «Children's and Youth Social Initiatives», program of activities.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
СИЛЛАСТЕ Г.Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи.

Автор обосновывает актуальность мониторинга эффективности психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи. Рассматривает этапы мониторингового исследования, а также социологическое измерение динамики уровня социальной безопасности и эффективности её психолого-педагогического обеспечения.
Ключевые слова: мониторинг, психолого-педагогические и социальные технологии, исследование, измерение.
Sillaste G.G. Monitoring the effectiveness of psychological and pedagogical ensuring of social safety of children and youth.
The author substantiates the relevance of monitoring the effectiveness of the psychological and pedagogical ensuring of social safety of children and youth, considers the stages of monitoring research, as well as the sociological measurement of the dynamics of the level of social safety and the effectiveness of its psychological and pedagogical providing.
Keywords: monitoring, psycho-pedagogical and social technologies, research, measurement.

СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПРОСВЕТОВА Т.С. Социальное воспитание военнослужащих в военно-педагогических работах М.Н. Тухачевского.

Автор рассматривает системную методологию, теорию и методику социального воспитания военнослужащих, обоснованные в военно-педагогических работах М.Н. Тухачевского.
Ключевые слова: социальное воспитание, военнослужащие, направления, методы, формы, обучение взаимодействию.
Prosvetova T.S. Social education of servicemen in military and pedagogical works of M.N. Tukhachevsky.
The author considers the system methodology, theory and technique of social education of servicemen, grounded in military and pedagogical works of M.N. Tukhachevsky.
Keywords: social education, servicemen, directions, methods, forms, training in interaction.


КИСИЛЕВА Т.Г. Гендерные особенности подростково-юношеской агрессии
В статье представлены результаты сравнительного анализа проявлений агрессии у юношей и девушек (гендерный аспект). Рассмотрены возрастные особенности проявления агрессии у подростков и юношей. Были выявлены закономерности, разрушающие стереотипные представления о пассивной женской позиции. По ряду показателей проявления агрессии у девушек не уступают проявлениям агрессии у юношей, а по некоторым даже превосходят их. Развитие форм агрессивного поведения носит нелинейный характер. Так, девушки традиционно превосходят юношей по показателю вербальной агрессии, тогда как юноши опережают девушек в агрессии физической. Было обнаружено, что юноши достоверно более раздражительны, вспыльчивы по сравнению с девушками, а также больше склонны к демонстративным формам поведения и негативизму.
Ключевые слова: подростки, юношество, агрессивное поведение, гендерные особенности агрессии.
Kiseleva T.G. Gender features of aggression at youth and adolescent
Results of the comparative analysis of manifestations of aggression at youth (gender aspect) are presented in article. The age-related features of the manifestation of aggression in youths and adolescents are considered. The patterns that destroy stereotypical ideas about the passive female position were revealed. For a number of indicators of the manifestation of aggression in girls are not inferior to the manifestations of aggression in boys, and in some even surpass them. The development of forms of aggressive behavior is nonlinear. For example, girls traditionally outperform boys in terms of verbal aggression, while boys are ahead of girls in physical aggression. It was found that boys were significantly more irritable, quick-tempered compared with girls, and also more inclined to demonstrative forms of behavior and negativity.
Keywords: adolescents, youth, aggressive behavior, gender features of aggression.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОКОПЕНКО А.Ю., ШИЛОВА Е.А. Подготовка будущих специалистов в области специального и инклюзивного образования.

В статье раскрываются современные подходы к подготовке педагогических кадров в условиях модернизации системы образования на примере бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Московского социально-педагогического института и Московского государственного областного университета. В статье приводятся результаты исследования уровня профессиональной готовности выпускников-бакалавров к работе в современных образовательных условиях.
Ключевые слова: модернизация образования, инклюзивное образование, интегрированное обучение, вариативное (дифференцированное) обучение.
Prokopenko A., Shilova E. Training of future specialists in special and inclusive education.
The article reveals modern approaches to training of teachers in the conditions of modernization of an education system on the example of bachelors in the «Special (Defectological) Education» of the Moscow Social and Pedagogical Institute and the Moscow State Regional University. In article results of a research of level of professional readiness of bachelors for work in modern educational conditions are given.
Keywords: modernization of education, inclusive education, the integrated training, variable (differentiated) training.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ
ОВЧИННИКОВ Ю.Д., ЛЫЗАРЬ О.Г. Влияние двигательной активности на психическое здоровье современного человека.

В статье рассмотрена взаимосвязь двигательной активности и психического здоровья человека. Показано, что его существование в современном мире связано с постоянным стрессом, вызывающим психические нарушения, в том числе депрессивное состояние. Наиболее всего депрессивным состояниям подвержены дети. Депрессия в детском и подростковом возрасте часто сочетается с другими психическими нарушениями, такими как повышенная тревожность и биполярное расстройство, которые часто приводят к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Приводятся результаты эпидемиологических исследований, свидетельствующие, что двигательная активность играет позитивную роль в устранении эмоциональных и психических расстройств.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровьесберегающее образование, психическое здоровье, депрессия подросткового возраста, стрессовое состояние.
Ovchinnikov Yu.D., Lyzar O.G. The impact of motor activity on the mental health of the modern person.
In article the interrelation of motor activity and mental health of the person is considered. It is shown that its existence in the modern world is connected with the constant stress causing mental disorders, including a depression. Children are the most prone to depressive states. Depression in childhood and adolescence is often combined with other mental disorders, such as increased anxiety and bipolar disorder, which often lead to alcohol or drug abuse. The results of epidemiological researches showing that motor activity plays a positive role in the elimination of emotional and mental disorders are given.
Keywords: motor activity, health-saving education, mental health, depression in adolescence, stress.

ПРОКОПЕНКО А.Ю., ШИЛОВА Е.А. Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Авторы рассматривают вопросы социализации и психолого-педагогические особенности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Раскрывают условия разработки и реализации адаптированной образовательной программы высшего образования с учётом особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социализация, студенты с инвалидностью, студенты с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации учебного процесса, специфика обучения студентов c ОВЗ, адаптированные образовательные программы высшего образования.
Prokopenko A., Shilova E. Socialization of students with disabilities in the university.
Authors consider the issues of socialization and psychological and pedagogical features of students with disabilities. Reveal the conditions for the development and implementation of an adapted educational program of the university, taking into account the special educational needs of students with disabilities.
Keywords: socialization, students with disability, students with limited opportunities of health, specifics of the organization of educational process, specifics of training of students with disability, adapted educational programs.