Лаборатория антропологических основ профессионального развития педагогов

Зав. лабораторией


Сотрудники лаборатории


Научные проекты лаборатории

  • Инновационная площадка «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности»

    Инновационная площадка «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности» (http://school-projects.ru/akademiya/innovaczionnyie-ploshhadki/setevaya-innovaczionnaya-ploshhadka) — это построение многоуровневой практики профессионального развития в полипрофессиональной образовательной общности. Это позволит, с одной стороны, разрабатывать инновационные проекты, проводить их комплексную экспертизу и нормировку, а также эффективно организовывать процесс трансляции инновационного содержания в массовую педагогическую практику, результатом которой станет, прежде всего, раскрытие детской одаренности и качественная реализация ФГОС.

  • Инновационный проект «Создание научно-образовательного центра (детского сада) в рамках университетского комплекса ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

    На базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова спроектирован и реализован научно-образовательный комплекс непрерывного педагогического образования: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, сам университет и факультет повышения квалификации педагогов.

  • Конкурс «Горизонты открытий-2017»: открывая себя, открывая другого, открывая новые перспективы развития нашей страны

  • Конкурс «Горизонты открытий»

    Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» (http://school-projects.ru/portal/competitions/10) — конкурс проводится с целью развития культуры проектной и исследовательской деятельности участников образовательного процесса, повышения доступности и качества образования, создания условий для формирования успешности и социальной ответственности обучающихся, поддержки одаренных детей, детей с высокой мотивацией учения, детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Конференция «Антропологический подход в инновационном образовании»

    Конференция «Антропологический подход в инновационном образовании» (http://school-projects.ru/akademiya/konferenczii/iv-konferencziya-innovaczionnyix-ploshhadok-antropologicheskij-podxod-v-innovaczionnom-obrazovanii).

  • Образовательный портал «Школьные проекты»

    Школьные проекты (http://school-projects.ru) — социальное партнерство государственных и общественных организаций.

  • Семинар по подготовке к ежегодному Фестивалю проектных и исследовательских работ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и Умейки - 2015»

    21 января 2015 года в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа №2009 дополнительного образования г. Москвы» (директор — Д.М. Гесслер, заместитель директора по УВР — О.В. Курцева; школа в течение многих лет является экспериментальной площадкой Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования») сотрудниками начальной школы Структурного Подразделения №1 успешно проведен семинар с элементами деловой игры «Как организован Фестиваль проектных и исследовательских работ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и Умейки - 2015» и как к нему готовиться».

    Основные цели Семинара состояли в том, чтобы — в преддверии предстоящего Фестиваля (он состоится 20 марта 2015 г. в Школе №2009) — познакомить руководителей детских (детско-взрослых) работ:

    • с теми возможностями, которые Фестиваль «Узнайки и Умейки» — будучи Праздником Общения, Мастерства и Познания — предоставляет для развития универсальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для введения их в культуру проектной и исследовательской деятельности и с тем, как реализовать эти возможности;
    • с правилами организации Фестиваля «Узнайки и Умейки - 2015».

    Участниками семинара стали более 100 сотрудников детских садов и начальных школ Новой Москвы, Юго-Западного, Северного, Восточного, Южного, Северо-Западного округов г. Москвы — руководители детских проектных и исследовательских работ, планирующие принять участие в Фестивале «Узнайки и Умейки - 2015».

  • Сетевой культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны»

    Сетевой культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны» (http://school-projects.ru/spektakli) является открытым гуманитарным проектом, к которому могут присоединиться любые инициативные группы — театральных ученических коллективов, классы, студии, профессиональные коллективы, родители, педагоги, представители творческой интеллигенции и все активные субъекты социокультурной сферы. Цель проекта — формирование осмысленных мировоззренческих оснований и построение практики реализации культурно-образовательных проектов как ресурса индивидуального развития детей и событийных детско-взрослых образовательных общностей.

  • Фестиваль семейных проектов

    Фестиваль задумывался сотрудниками лаборатории кандидатами психологических наук Владимиром Константиновичем  Рябцевым, Верой Викторовной Ряшиной, кандидатом педагогических наук Анной Борисовной Тепловой  совместно с педагогами дошкольных отделений Ольгой Валентиновной Исаевой (ГБОУ Школа №1159), Евгенией Владимировной Замановой (ГБОУ Школа №597 «Новое поколение»), Екатериной Борисовной Мисожниковой (ГБОУ Школа №1747)  как возрастно-сообразная форма детско-взрослого образовательного со-бытийного пространства, поскольку именно в этом формате возможно наилучшим образом  организовать презентацию результатов детской творческой, конструкторской, проектной и исследовательской работы, создать наиболее благоприятные условия для реализации детской субъектной инициативы, пространства совместного творчества и общения детей и взрослых.

    Были разработаны и апробированы несколько моделей фестиваля семейных проектов.

    В ГБОУ Школе № 597 «Новое поколение» фестиваль семейных проектов проводился в рамках школьного этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий-2016». На площадке фестиваля было организовано три станции. Первая – стендовая выставка проектных и исследовательских работ воспитанников дошкольных  отделений. В актовом зале школы по периметру были расставлены столы, и дети вместе со своими  родителями и педагогами представляли результаты  проектов и исследований, над которыми шла работа  в течение года. Это были и проекты по выращиванию фасоли дома, и проекты по  окрашиванию бутонов хризантем в разные цвета, и проекты по здоровому образу жизни и спортивным достижениям, и конструкторские разработки по мобильному ветеринарному госпиталю, и кулинарные семейные эксперименты. Авторы проектов  в непринужденном диалоге смогли представить свои работы гостям фестиваля – ученым, педагогам школы, гостям из других дошкольных отделений, родителям и друзьям, - а также походить по выставке проектов, задавая вопросы,  и  познакомиться с работами своих юных коллег.

    На второй станции – конструкторской – всем участникам предлагалось объединиться в четыре детско-взрослые команды и построить «Дом своей мечты»  из наборов для конструирования. Затем каждая команда представляла всем участникам свое архитектурное сооружение, объясняя, какой дом получился, для кого, почему так устроен.

    На третьей станции – театральной – детям и родителям было предложено объединиться в две команды, а затем подготовить и... разыграть настоящий спектакль на сцене, со сценарием, актерами и реквизитом.  Все участники блестяще справились со своей задачей, многие родители затем в интервью отметили, что даже и не подозревали, что им так понравится играть на сцене вместе с собственными детьми!

    Были продуманы также особые моменты, направленные на создание позитивного эмоционального настроя всех участников фестиваля. Специально подготовленная группа аниматоров – дети во главе с преподавателем физкультуры – организовала флеш-моб для всех участников, которым открывался и завершался фестиваль, а также динамические паузы между площадками.

    В завершении фестиваля всем детям, педагогам и родителям были вручены грамоты, а по его итогам инициативной группой был создан  фильм, который размещен на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки».

    На площадке дошкольных отделений №3 и №7 ГБОУ Школы №1159 был организован фестиваль семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной, посвященной юбилею  Агнии Барто. Каждое стихотворение всеми любимого автора было представлено как результаты творческих поисков и находок каждой семьи. Так, вслед за декламацией стихотворения «Раковина», подготовленной одной из участниц, выступили ее старшие брат и сестра с арией из оперы «Волшебная флейта» Моцарта и джазовой импровизацией «Ракушка», а вместе с огромной морской раковиной из домашней коллекции участникам была продемонстрирована выставка поделок из ракушек, которую сделали дети, вдохновившись   неисчерпаемой темой  моря и морских обитателей. Еще одним ярким примером фестиваля стало представление одной из участниц своей семейной традиции «Ключики» - специальный ключик, которым каждую весну семья открывает двери своей дачи и начинает новый дачный сезон, желая добра всему окружающему вокруг.  Созданные детьми и педагогами золотые ключики  - символы творческого поиска – были вручены всем детям-участникам  этой фестивальной площадки. А завершилась она также ярким и динамичным общим танцевальным флеш-мобом. Видеозапись модели фестиваля семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной размещена на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки».

    Третья модель была реализована на площадке дошкольных отделений ГБОУ Гимназии №1409, где второй год организуется фестиваль детских творческих инициатив «Маленький Леонардо» под научным руководством доктора педагогических наук Ирины Алексеевны Подругиной. Так же, как и на «большом» Всероссийском фестивале детских творческих инициатив «Леонардо», маленьких участников ждала встреча с  настоящими учеными  - экспертами на тематических секциях, где каждый участник защищал свой  индивидуальный или коллективный проект при активной поддержке родителей, педагогов, друзей, младших братьев и сестер. Организаторы приготовили для детей настоящий праздник с героями и сюрпризами. Детей по традиции приветствовал Леонардо, прилетевший на воздушном шаре, и коротышки из Солнечного города.   Замечательно, что в этом фестивале   принимают  участие не только дети из образовательных организаций, расположенных неподалеку, но и активные проектные команды из школ в Южном Бутово.  Информационную поддержку фестивалю  обеспечил научно-популярный журнал «Обруч».

    Пространство фестивальных площадок является открытым для новых семейных и педагогических проектов. Разработчики и организаторы надеются, что  наша сетевая инициатива  перерастет в большой культурно-образовательный проект по созданию пространства детско-взрослых творческих встреч, проектов и открытий! Возможности интернет-ресурса «школьные-проекты.рф»  http://school-projects.ru/  позволяют продумать и организовать соразмерные и  удобные для всех участников форматы встреч и презентации своих творческих работ, даже если возраст участников совсем юный, а масштаб их активности еще не вышел за пределы   игровой площадки родного двора или детского сада.

    Присоединиться к фестивалю семейных проектов можно, написав письмо организаторам на адрес masterVR@yandex.ru с темой письма «Фестиваль семейных проектов».

    Вера Викторовна Ряшина, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.