Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых

Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации – самая молодая в ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО». Она начала свою работу в январе 2010 года в контексте содержания работы с молодежью по месту жительства. В мае 2010 г. на заседании ученого совета ИППД РАО была представлена концепция педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства (Мирошкина М.Р., Шинина Т.В., Горькова Г.Г., Гудков Д.Г.).

Тогда в научный оборот были введены понятия «самоорганизация населения по месту жительства», «фактор-импульс», представлена модель, обоснованы закономерности и принципы, описаны формы самоорганизации населения по месту жительства.

Этот научный задел был развит в 2011 году в обосновании принципов и содержания подготовки кадров, осуществляющих работу по месту жительства в системе дистанционного обучения, были созданы технологическая база дистанционного обучения на ресурсе http://дисткурс.рф и программы обучения по теме, запущены пилотные проекты.

В 2012 году идеология самоорганизации была представлена как методологический принцип педагогической деятельности в различных социальных институтах в условиях неопределенности и рисков современного мира. Обосновано базовое противоречие современной педагогики, заключающееся в том, что взрослые проецируют свое прошлое в будущее молодых людей, между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». Предложена идея о том, что зона ближайшего развития ребенка может быть рассмотрена, как зона самоорганизации, в которой ребенок осознает свои права, приобретает навыки осознанного выбора, формирует готовность к ответственности за свои поступки, а педагог помогает ему в осознании процесса и пробах самоорганизации. При этом выдвинуто утверждение, что наиболее эффективным типом деятельности взрослого в условиях нестабильности является педагогическое сопровождение.

Разработана и реализована программа повышения квалификации по теме: «Педагогическое сопровождение самоорганизации в различных социальных институтах».

С января 2013 тема «Теоретико-методологические основы самоорганизации детей и взрослых» вошла» в Программу фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013-2020 годы, вследствие чего лаборатория поменяла название и соответственно – содержание деятельности.

С 2013 года начали формироваться концептуальные основы педагогики самоорганизации, нашедшие свое отражение в практической работе педагогов школ, детских общественных объединений, клубов по месту жительства, детских оздоровительных лагерей.

Год стал годом широкой апробации идей самоорганизации в научном сообществе и среди практиков.

Начал работу постоянно действующий теоретический семинар по проблемам самоорганизации. Сначала в очном формате, а затем — и в интернет- пространстве.

В ноябре-декабре 2013 года проведена научно-практическая интернет- конференция «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста». В 2014 году был выпущен сборник материалов конференции.

Зав. лабораторией


Сотрудники лаборатории


Научные проекты лаборатории

  • II межрегиональный открытый конкурс проектно‑исследовательских творческих работ воспитанников сферы дополнительного образования детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений»

    Департамент образования и науки Костромской области на базе областного государственного казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи» при поддержке и участии ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования», Института педагогики и психологии ФГОУ ВПО «КГУ им. Н.А. Некрасова», Международного союза детских общественных организаций СПО-ФДО (г. Москва) проводит 15-16 апреля 2015 года II межрегиональный открытый конкурс проектно‑исследовательских творческих работ воспитанников сферы дополнительного образования детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений».

  • Компетентностный подход к организации подготовки кадров в системе работы по месту жительства

    В работе дано обоснование компетентностного подхода в переподготовке кадров, осуществляющих работу по месту жительства, представлены базовые и специальные компетенции, необходимые для эффективной работы специалиста по месту жительства.

  • Концепция психолого-педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства

    В концепции представлены три уровня самоорганизации - индивидуальный, досинергетический и синергетический. Предложена модель самоорганизации молодежи по месту жительства на досинергетическом уровне; а также сущность, цель, закономерности и принципы, условия и результаты психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

  • Научно-практическая интернет-конференция «Цифровое поколение и педагогические реалии современной России» (ноябрь-декабрь 2016 года)

    Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» приглашает Вас принять участие в работе Научно-практической интернет - конференции «Цифровое поколение и педагогические реалии современной России» в ноябре-декабре 2016 года.

    В работе конференции планируется участие отечественных и зарубежных ученых и практиков, всех кого волнуют проблемы современного детства. В программе организация круглых столов, мастер–классов, презентаций, форумов, wiki-проектов на сайте http://ippdrao.ru/samorg.php.

    Участники конференции получают Сертификат участника конференции, сборник материалов конференции в электронном виде (Сборник будет размещен на сайте Электронной Научной Библиотеки http://elibrary.ru/.)

  • О содержании и организации курса повышения квалификации специалистов по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства

    В работе представлена программа курса повышения квалификации специалистов по организации работы по месту жительства на основе компетентностного подхода.

  • Педагогический потенциал самоорганизации

    Доклад на заседании Ученого совета ФГНУ ИППД РАО 18 марта 2014 г.

  • Федеральные экспериментальные площадки

    Федеральные экспериментальные площадки лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования». Научный руководитель: Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор.

  • Экспериментальные площадки

    Ярославский региональный Инновационно-образовательный центр «Новая школа»

    Фотография 01

    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа» (ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа») является региональным ресурсным центром по направлению «Комплексное сопровождение одаренных детей». В Центре ведется образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам углубленного изучения различных предметов, реализуются образовательные региональные проекты, проводятся массовые мероприятия, олимпиады и конкурсы, обеспечивающие выявление, сопровождение и развитие интеллектуально одаренных обучающихся. Центр «Новая школа» осуществляет организацию и проведение в Ярославской области всероссийской олимпиады школьников.

    Санаторная школа-интернат №6 города Ярославля

    Фотография 02

    Санаторная школа-интернат № 6 находится в Красноперекопском районе г. Ярославля на территории Петропавловского парка. Функционировала как школа-интернат с марта 1960 года, а с сентября 1989 года была реорганизована в санаторную школу-интернат. Санаторная школа-интернат создана для образования и воспитания детей, нуждающихся в длительном лечении, имеющих функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной поддержке. Набор детей в санаторную школу-интернат производится из всех районов города по желанию родителей (законных представителей) и по медицинским показаниям. Имеется лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление следующих работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи – по медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, стоматологии, физиотерапии; при осуществлении санаторно-курортной помощи – по детской кардиологии, неврологии, педиатрии, психотерапии, физиотерапии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи – по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

    Главное направление работы с такими детьми – добиться стойкой клинико-лабораторной ремиссии заболеваний, избегать рецидивов, адаптировать детский организм к имеющимся отклонениям, чтобы обеспечить им нормальное развитие и рост, а в будущем – полноценную активную жизнь, правильный профессиональный выбор, сформировать устойчивую мотивацию сохранения здоровья и саморазвития.

    Санаторная школа-интернат является муниципальной стажировочной площадкой по теме «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС», экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по теме «Социально-педагогическое сопровождение саморазвития школьников в условиях санаторной школы-интерната».

    Санаторная школа-интернат № 6 является неоднократным участником и победителем Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, дипломантом областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества».

    Школа №4 города Костромы

    Фотография 03

    Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 4» 14 февраля 2017 г. присвоен статус инновационной площадки Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Социально-педагогическое сопровождение саморазвития школьников». В работу включились восемь педагогов, включая директора школы Н.Н. Комарову (учителя начальных классов Русакова О.В., Корепанова Н.Ю., учитель физики Воронцова Н.В., учитель русского языка и литературы Цветкова Н.В., учитель иностранного языка Демидова Е.А., учитель музыки Максимчук А.С., заместитель директора Дубовицкая С.Ю.). В школе организована работа по разработке модели социально-педагогического сопровождения саморазвития школьников и апробации средств этого сопровождения в соответствии с положениями разработанной модели.

    Миссия школы: создание благоприятных условий для развития потенциальных возможностей и самореализации всех участников образовательного процесса.

    Сегодня в школе обучаются 1074 учащихся, создано 38 классов-комплектов.

    Турклуб «Скиф» Приморского дома творчества детей города Санкт-Петербурга

    Фотография 04

    «Туристский подростковый клуб СКИФ» существует в Приморском районе более 15 лет. Сейчас там более 300 занимающихся подростков от 10 до 18 лет. И более 4 000 школьников за учебный год принимают участие в различных образовательных программах и массовых мероприятиях, проводимых клубом в Приморском районе. Турклуб СКИФ – это разновозрастный коллектив, детско-взрослая со-бытийная общность. Воспитательный коллектив – это уникальное пространство, мотивирующее всех участников на саморазвитие и постоянное движение.

    В деятельность клуба входят: пеший, лыжный, горный, вело и водный туризм, туристское многоборье по видам пеший, горный и водный; ориентирование; основы скалолазания; спелеотуризм; экспедиционные путешествия. На выездах и в походах школьники участвуют в тренингах на развитие психических функций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Прослушивают и анализируют литературные аудиопостановки. В каникулярное время предусмотрены многодневные туристские путешествия.