Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых

Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации – самая молодая в ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО». Она начала свою работу в январе 2010 года в контексте содержания работы с молодежью по месту жительства. В мае 2010 г. на заседании ученого совета ИППД РАО была представлена концепция педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства (Мирошкина М.Р., Шинина Т.В., Горькова Г.Г., Гудков Д.Г.).

Тогда в научный оборот были введены понятия «самоорганизация населения по месту жительства», «фактор-импульс», представлена модель, обоснованы закономерности и принципы, описаны формы самоорганизации населения по месту жительства.

Этот научный задел был развит в 2011 году в обосновании принципов и содержания подготовки кадров, осуществляющих работу по месту жительства в системе дистанционного обучения, были созданы технологическая база дистанционного обучения на ресурсе http://дисткурс.рф и программы обучения по теме, запущены пилотные проекты.

В 2012 году идеология самоорганизации была представлена как методологический принцип педагогической деятельности в различных социальных институтах в условиях неопределенности и рисков современного мира. Обосновано базовое противоречие современной педагогики, заключающееся в том, что взрослые проецируют свое прошлое в будущее молодых людей, между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». Предложена идея о том, что зона ближайшего развития ребенка может быть рассмотрена, как зона самоорганизации, в которой ребенок осознает свои права, приобретает навыки осознанного выбора, формирует готовность к ответственности за свои поступки, а педагог помогает ему в осознании процесса и пробах самоорганизации. При этом выдвинуто утверждение, что наиболее эффективным типом деятельности взрослого в условиях нестабильности является педагогическое сопровождение.

Разработана и реализована программа повышения квалификации по теме: «Педагогическое сопровождение самоорганизации в различных социальных институтах».

С января 2013 тема «Теоретико-методологические основы самоорганизации детей и взрослых» вошла» в Программу фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013-2020 годы, вследствие чего лаборатория поменяла название и соответственно – содержание деятельности.

С 2013 года начали формироваться концептуальные основы педагогики самоорганизации, нашедшие свое отражение в практической работе педагогов школ, детских общественных объединений, клубов по месту жительства, детских оздоровительных лагерей.

Год стал годом широкой апробации идей самоорганизации в научном сообществе и среди практиков.

Начал работу постоянно действующий теоретический семинар по проблемам самоорганизации. Сначала в очном формате, а затем — и в интернет- пространстве.

В ноябре-декабре 2013 года проведена научно-практическая интернет- конференция «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста». В 2014 году был выпущен сборник материалов конференции.

Зав. лабораторией


Сотрудники лаборатории


Научные проекты лаборатории