Как справиться с усталостью и стрессом в начале учебного года

Автор: Усольцева Инесса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО

Занятия в школе, домашние здания, кружки, секции, музыкальная или художественная школа… С наступлением осени с колоссальным количеством дел сталкиваются не только дети, но и их родители. Дел много, а времени мало. Именно это становится источником стресса, на который мы реагируем усталостью.

Мы часто пропускаем сигналы от нашего организма о его истощении. Физическая слабость, головная боль, частые простуды и многое другое – это сигналы о том, что мы исчерпали свои ресурсы.

Как следствие, у нас легче возникают отрицательные эмоции: раздражение, гнев, подавленность. И мы повышаем голос на детей, которые тоже устали, они отвечают нам также раздраженно, мы сердимся, отвечаем на тон выше, они повышают голос в ответ. Вы чувствуете нарастающий гнев, может быть, даже ярость… Знакомая картина, не правда ли?

Как же в этом случае быть? Перестать посещать кружок, секцию, забросить инструмент, краски…? Но стоит подумать о горящих глазах сына или дочери, когда они выходят с таких занятий, как становится понятно, что это не выход. Есть решение.

Совет первый: оцениваем ситуацию.

Подумайте, какая именно ситуация, связанная с обучением ребенка, вызывает у Вас отрицательные эмоции.

Это могут быть, например: определенный день, учебный предмет, повторяющиеся действия, качество/качества ребенка, которые проявляются постоянно в связи с обучением (невнимательный, «торопливый», «забывчивый» и т.д.).

Если у Вас таких ситуаций несколько, постарайтесь все-таки выбрать сначала самую неприятную, затем чуть менее неприятную и т.д. Обязательно запишите их и пронумеруйте: 1 – самая неприятная, 2 – менее неприятная и т.д. Экономьте свою энергию, сосредоточившись на самой большой проблеме, а не «распыляйтесь», пытаясь решить все проблемы сразу.

Вспомните, вызывала ли эта ситуация такие же эмоции месяц, два месяца, полгода, год назад?

Если Ваш ответ «да», подумайте, что Вы сделали, чтобы справиться с ней.

Если Ваш ответ «нет», подумайте, что изменилось за это время? Что-то произошло с Вами? Вы вышли на работу? Вы стали более загружены на работе? Ребенок теряет интерес к учебе? Изменилось расписание? Пришел новый педагог?

Возможно, произошло несколько изменений сразу: с Вами, с ребенком, с семьей, со школой. Постарайтесь отнести каждое из изменений к одной из трех категорий: «сильно повлияло», «никак не повлияло», «повлияло незначительно» на Ваше состояние. Даже позитивные изменения – большой стресс для организма.

Подумайте, как Вам отдохнуть? Как лучше распределить силы, потому что образование и воспитание ребенка — это не спринтерская, а марафонская дистанция.

Оцените свои возможности повлиять на ситуацию.

Будьте честны с собой, не переоценивайте свои возможности что-то изменить («Договорюсь на работе!» или «Попрошу педагога изменить время индивидуальных занятий!» — ситуация часто зависит не только от Вас, но и от Вашего начальства или педагога).

Может быть, Вы заметите, что Вы можете поменять не ситуацию в целом, а только некоторые из ее аспектов:

  • время (Может быть, стоит собираться на занятия пораньше, зная, что ребенок медленно одевается?),
  • организация (Детям нужна стабильность. Постоянное повторение одних и тех же действий помогает им выполнять их, не уставая. Поэтому после пропуска занятий дети с таким трудом снова «втягиваются»), .

Согласно психологическим исследованиям, один из мощных источников стресса – ощущение человека, что он не может ни на что повлиять. Понимание, что Вы можете хоть что-то изменить в ситуации, которая раздражает или угнетает Вас, придаст Вам бодрости и позитива.

Совет второй: ищем ресурсы.

Подумайте о своих целях: почему так важно, чтобы… (ребенок учился только на «пятерки», посещал музыкальную школу или театральную студию и т д.)?

Психологи также считают, что усталость и стресс возникают чаще всего в бессмысленной для человека деятельности. Убедитесь, что Ваше решение, чтобы ребенок посещал кружок или секцию не было сиюминутным капризом, что это – осознанный выбор.

Что важно для Вас? Для Вашей семьи? Для Вашего ребенка? Эти цели могут совпадать, могут быть разными. Позвольте себе остановится и поразмышлять над этим какое-то время. Если Вы чувствуете, что Ваши цели поменялись, стоит изменить и дела (снизить нагрузку ребенка или усилить ее). Если цели остались прежними, почаще напоминайте себе о них, это мотивирует!

Подумайте о положительных примерах.

Подумайте о людях, чья жизненная ситуация похожа на Вашу, но которые, по Вашему мнению, успешно справляются со стрессом. Что помогает им оставаться уравновешенными, все успевать? Их личные качества? Собранность, организованность? Уверенность, что и они, и их дети справятся с трудностями?

Какие Ваши сильные стороны помогут Вам справится с ситуацией, которая вызывает у Вас стресс? Быть родителем в современном мире очень не просто, но Вы хорошо справлялись с другими сложностями в Вашей жизни. Что Вам помогало? Может ли это качество (чувство юмора, настойчивость, мягкость, гибкость…) помочь Вам повлиять на сложную ситуацию так, чтобы она перестала вызывать стресс?

Подумайте, не слишком ли большое значение Вы придаете ситуации, которая вызывает у Вас стресс и отрицательные чувства?

Усталость к концу учебного года чувствуют многие родители. И многие дети. И многие учителя.

Вспомните, есть ли что-то, что связано с образованием ребенка  и что доставляет Вам радость. Когда ребенок выходит с сияющими глазами, весь перепачканный с картиной или глиняной скульптурой в руках? «Взахлеб» рассказывает, что сегодня похвали на физкультуре? Приятные воспоминания как бы «тонизируют» нас, поднимают настроение.

Часто бывает, что наша усталость проходит, когда мы переключаемся на какое-нибудь приятное нам дело. У Вас есть хобби? Вы любите ходить в кино? Театр? Даже неспешная прогулка по парку может вернуть утраченное равновесие.

Совет третий: принимаем решения и придерживаемся их.

Очень важно следовать своему решению.

Одного решения что-то изменить бывает недостаточно.

Чтобы это «сработало», очень важно, чтобы Ваше решение осуществлялось.

Наверное, не все решения потребуют только одного Вашего действия (например, уменьшить число других дополнительных занятий ребенка – это одно, а перестать «циклиться» на ситуации – совсем другое). Будьте готовы к тому, что Вам не сразу удастся добиться успеха, но продолжая раз за разом вносить изменения в ситуацию, Вы заметите улучшения.

Возможно, Вы заметите эти улучшения гораздо раньше – в своем самочувствии, в ощущении большей уверенности, в расслабленности. Вместо повышения тона вдруг пошутите и с радостью заметите, как ребенок засмеется в ответ.

Выберите только одно наиболее подходящее решение.

Никогда не пытайтесь изменить сразу все.

Любое изменение в привычном укладе жизни и отношений в семье — это стресс для ребенка, для Вас и для Вашей семьи, а именно сейчас Вы твердо настроены снизить стресс, уменьшить эмоциональное напряжение.

Дайте себе время

У любого психологического процесса есть как бы «инерция», напоминающая движение игрушечной машинки уже после того, как ребенок перестал ее толкать. И Вам, и Вашей семье нужно время, чтобы что-то изменилось в отношении к подготовке домашних заданий, к дополнительным занятиям.

Следуйте этим советам, и Вы станете тем, на кого с завистью смотрят более молодые и неопытные родители, – родителем, который наслаждается общением со своими детьми.