Лучшие детские сады России – 2017

Мультимедийная пресс-конференция на тему: «Лучшие детские сады России – 2017»: результаты национального мониторинга» состоялась во вторник, 6 февраля 2018 года, в МИА «Россия сегодня». При участии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Светланы Ермаковой, депутата Государственной Думы РФ, члена Центрального штаба ОНФ, руководителя рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любови Духаниной, министра образования Московской области Марины Захаровой, директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяны Волосовец и начальника Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня» Натальи Тюриной.

Пресс-конференция проводилась на основании исследования, проходившего на протяжении последних пяти лет совместно с «Социальным навигатором». В выборку 2017 года вошли 8970 организаций, осуществляющих дошкольное образование в 57 регионах России, в том числе, из Московской области, Оренбургской области, Волгоградской области, Ставропольского края, Ленинградской области, Чувашской республики, Тверской области и т.д.

Исследование проводилось на основании методики, разработанной ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Исследование проводилось по трем основным направлениям деятельности детских садов:

Условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации; Профессиональная квалификация педагогов, работающих с детьми; Дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду.

По словам директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяны Волосовец, сегодня родители все чаще выбирают детскую организацию по определенным критериям, руководствуясь своими пожеланиями качества и месторасположения, а не обращаются в первый попавшийся садик, лишь бы там было место, как происходило в последние десятилетия.

По словам Татьяны Владимировны, ситуация с работниками в этих учреждениях оставляет желать лучшего, значительно сократилось «среднее количество музыкальных руководителей, организаторов физического воспитания, преподавателей изобразительного искусства». А число работников предпенсионного и пенсионного возраста в этих организациях, наоборот, растет. При этом «самая тяжелая проблема» – сохраняющийся дефицит детских психологов, логопедов, дефектологов. Инклюзивное образование при отсутствии упомянутых специалистов развивается только на бумаге, считает она. Менее половины российских детских садов имеют в штате педагога-психолога, что в среднем составляет 0,69 специалиста на одно дошкольное учреждение, следует из него.

Однако звучит позитивно, что, судя по опросам, 70 процентов родителей считают «свой» детский сад отличным или хорошим. А более восьмидесяти процентов уверены, что в саду, который посещает их ребенок, созданы все условия для сохранения его здоровья. При этом, к сожалению, желание родителей попасть в ту или иную дошкольную организацию, исполняется путем уплотнения групп. Эксперты Общероссийского народного фронта проанализировали нагрузку на воспитателей, и оказалось, что три четверти педагогов дошкольного образования вынуждены работать более чем на одну ставку. «Конечно, эту проблему надо снимать – нагрузку снижать при сохранении, а где-то даже и при увеличении уровня зарплаты», – прозвучало на пресс-конференции.

Как отмечают авторы исследования, в целом ситуация с детскими садами в РФ требует пристального внимания.

«Показатель «количество штатных педагогов-психологов» – лишь 4410 (49,2%) детских садов из 8970 имеют в штате педагога-психолога, что в среднем составляет 0,69 специалиста на один детский сад», — говорится в результатах исследования.

Кроме того, количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет – всего 28,3 тысячи специалистов на почти 9 тысяч детских садов, что составляет в среднем 3,2 педагога на каждый детский сад. Эти значение – минимальное за все время исследований, отмечают авторы. Однако число педагогов с высшим образованием довольное высокое – в среднем это 9,5 педагогов на один детский сад.

Показатель «привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (при наличии договора между юридическими лицами)» — на 8970 детских садов пришлось лишь 1777 (19,8%), в которых практиковалось привлечение педагогов из других организаций.

Представленные результаты национального мониторинга изучаются в Министерстве образования и науки, заверила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Светлана Ермакова. Очевидна необходимость глубокого анализа полученных данных для принятия мер по их улучшению. «В педагогических вузах идет серьезный процесс обновления программ, в том числе, и в части подготовки специалистов, которые придут в детские сады», – подчеркнула представитель Министерства образования и науки РФ.

Методика исследования.

По материалам МИА «Россия сегодня» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».