Итоги конференции «Да-игра!»

В интересах раннего детства: инициировать союз науки и производства

Дети в младенческом и раннем детстве — счастливый объект безмерной заботы родителей и врачей. Воспитание и развитие малышей от 2 месяцев до 3 лет до последнего времени сосредотачивалось в семье.

Как известно, в 90-е годы минувшего века детские ясли провалились в демографическую яму и были упразднены. Вместе с ними из фокуса внимания государства ушло развитие малышей в детских учреждениях. Времена изменились, и сегодня, вслед за ликвидацией очереди в детские сады, к 2021 году планируется дать мамам возможность работать и учиться, создав более 270 тысяч новых мест в яслях (Послание Президента РФ Федеральному собранию от 1.03.2018).

Восстановить систему и найти новые подходы

«А это значит, что инфраструктуру и оснащение яслей предстоит восстанавливать, — говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров,член Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина. — Предметно-развивающая среда, специализированное оборудование, мебель, такие как групповые манежи для восьми — двенадцати детей, спортивное оборудование и детские площадки для малышей, игровая среда, стимулирующая развитие детей без участия взрослого — вот краткие специфическое особенности, которые необходимо решать нашей промышленности с участием науки».

«Наша задача — найти новые подходы к воспитанию детей раннего возраста, сформулировать ценности в воспитании детей, в том числе с учетом региональных особенностей, наконец, инициировать развитие, — убеждена и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре. — Мы хотим воспользоваться не только ресурсами науки, но и производителей, которые обладают серьезными компетенциями в развитии детей. Мы хотим знать международные тренды и направления деятельности отечественной индустрии товаров для детей и в качестве приоритета рассматриваем поддержку отечественного производства в интересах детства».

Инициировать внимание к раннему детству, активизировать научно-производственную кооперацию, сформировать «дорожную карту» психолого-педагогического оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ детей младенческого и раннего возраста — такие задачи поставили перед собой участники онлайн-конференции по научно-производственной кооперации и сетевому взаимодействию «Да-игра! Наука в интересах промышленности» (14 мая с.г., организаторы — НАИР, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО при поддержке Минпромторга России и АИДТ). Конференция объединила в онлайн-пространстве 22 региона страны, 45 компаний, преимущественно производителей, и более 70 участников.

Особенности среды

Первое, что стоит сделать, — определиться с особенностями предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей от 2 месяцев до 3 лет, руководствуясь принципом возрастного подхода. «Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить основные виды активности и деятельности детей младенческого и раннего возраста, создавать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности и возможности для уединения», — отметил на конференции заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания детей РАО, руководитель научной группы образования детей в возрасте до трех лет Иван Кириллов.

Что делают младенцы? Общаются со взрослыми на уровне эмоций, манипулируют с предметами, слушают и воспринимают музыку, песенки, стихи, движутся и играют в тактильно-двигательные игры. Малыши постарше, от года до трех, способны на большее: играют с составными и динамическими игрушками, экспериментируют с песком, водой и тестом, общаются со взрослыми и играют со сверстниками, управляются с ложкой, лопаткой и совком, понимают смысл сказок и стихов, рассматривают картинки, активно двигаются.

Чтобы понять, какое оборудование и материалы нужны детям для развития в каждом возрасте, по словам Ивана Кириллова, предстоит в исследовательской части работ разработать варианты оснащения дошкольных организаций, провести эмпирические исследования, в том числе в домашних условиях, выявить заинтересованных участников проекта среди производителей детских товаров, проанализировать наличные материалы для производства оснащения, провести их апробацию, описать варианты оснащения, подготовить методические рекомендации и пособия.

К этому списку Антонина Цицулина добавляет подготовку кадров для колледжей и институтов на основе рекомендаций и с участием производителей — это работа в долгую. Также, по ее мнению, в детском учреждении важна стимулирующая развитие среда (слух, зрение, движение) — чтобы заместить непрерывную родительскую заботу о развитии малыша, которую они получают в домашних условиях и которую невозможно обеспечить в рамках ясельной группы. И здесь производителям необходима поддержка науки, доказательной педагогики. «Игры, игрушки, мобильные спортивные комплексы российского производства обозначены как приоритетные при госзакупках в условиях ограничений для иностранных поставщиков (кроме стран ЕЭС). Это вызов для российских производителей. Кроме того, необходимо соблюдение жестких требований к безопасности и качеству игрушек и оборудования для малышей. Мы нацелены на совместную с наукой работу и надеемся, что наши фабрики станут пилотными площадками для внедрения инноваций», — сказала президент НАИР и АИДТ.

Участники конференции начали выдвигать свои предложения.

Итог —

База идей, запросов и компетенций производителей детских товаров в целях научно-производственной кооперации

Александр Истенко, директор компании «Росигрушка» (Смоленская область):

— Для малышей производим простые деревянные пирамидки и кубики. Собрали более чем 20-тысячную базу детских садов, начали поставлять свой продукт без красочной упаковок и дорогих коробок — так дешевле. Через год нас попросили поставлять разные по высоте стойки и контейнеры из дерева. Так стали заниматься деревянными системами хранения. Затем и сборкой мебели — столов, стульев, кроватей. Все на основе ГОСТов и СанПиНов.

Науку приглашаем в партнеры. Нам нужно знать, что требуется разным возрастным группам. Мы гибкие.

Ольга Доротюк, генеральный директор фабрики «Весна» (Киров):

— У нас старейшая фабрика кукол в стране. Стараемся соединять современность и национальную специфику, народные мотивы. Наши куклы российской этнической принадлежности, ориентированы на разные профессии, соответствуют всем стандартам. Образовательная база для образовательной среды — важная для производителей тема. Мы должны нашу продукцию наполнять образовательным смыслом. От науки ждем помощи в оценке, что нужно детям с рождения до трех лет. Ценность экспертной оценки и методологической поддержки высока.

Ирина Кудашкина, менеджер по работе с образовательными организациями компании «АртГамма» (Москва):

Готовы делиться наработками нашего предприятия с более чем столетней историей и использовать ваши.

Юлия Калинина, генеральный директор компании «Ранний старт» (Москва):

— Мы работаем на двигательную активность детей, на создание здоровьесберегающей среды с самого рождения. Мы ориентируем свои спортивные комплексы на детей от года до трех, но их можно применять и начиная с шести месяцев. Конечно, для работы с мобильным спортивным комплексом нам не хватаем экспертных заключений. Когда работаешь с движением ребенка, нужны его антропометрические данные, знание анатомо-физиологических особенностей возраста.

Дмитрий Макоев, генеральный директор компании «Первые шаги» (Москва):

Я положительно смотрю на идею прививки науки к нашему игрушечному производству. Нужен буфер, паровоз, уважаемая организация во главе такого проекта. Мы новички в этом деле. С симпатией смотрим на педагогику свободного воспитания в специально организованной среде Марии Монтессори. Это тема.

Олег Поваляев, директор компании «Научные развлечения» (Москва):

— Атмосфера коронавируса многое изменила, и мы наконец увидели науку. Исследования ученых из Японии (мы работаем на этом рынке) подтверждают эффективность образовательного потенциала среды. Хотя наша компания ориентирована на образование детей старшего возраста и молодежь, пришлось делать продукт и для детсадовцев, ставший хитовым. Наша боль, обращенная к коллегам из Института изучения детства: мы хотим продавать не оборудование, а изменения и компетенции, которые происходят с ребенком и которые он приобретает. Как ребенок потребляет продукт? Что меняется в ребенке во времени? Мы не занимаемся тестированием детей, мы действуем, что называется на кончиках пальцев, интуитивно понимая, что есть интересно и полезно. Нужна научная основа.

Борис Островский, учредитель ТД «Светоч» (Самарская область):

Имеем 15-летний опыт сотрудничества с Институтом изучения детства, семьи и воспитания. Стандарты не предусматривают тестирование детей дошкольного возраста.

Елена Соколова, финансовый директор Краснокамской фабрики деревянной игрушки (Пермский край):

Нужно систематизирующее экспертное мнение специалистов по нашим проблемам и спорным вопросам. Например, мы готовы производить продукт, а его нет в перечне поставок в дошкольные учреждения.

Сергей Аверин, руководитель компании «Элти-Кудиц» (Москва):

— Мы, производители и наука, делаем одно общее дело. У нас один пароль — позиция детоцентризма. Помогает системно-деятельный подход. Надо, не дожидаясь повода, использовать потенциал талантливых практиков, открывать дорогу практикам совместно с бизнесом.

Источник.

Справочно

Государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации научному коллективу Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования поручено проектирование образовательных программ и психолого-педагогического основания оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования, подготовка рекомендаций по оснащению предметно-пространственной среды групп детей младенческого и раннего возраста.

Институт совместно с Ассоциацией формирует отраслевую экспертную группу российских производителей материалов и оборудования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, которая разработает Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС).

Приглашаем участников АИДТ принять участие в проекте (регистрация по ссылке).

АИДТ готовит Каталог российской промышленной продукции для государственных и муниципальных закупок «Навигатор ИДТ. ГОСЗАКУПКИ».

Задача каталога — представить полный перечень российских производителей товаров для детей в сфере обучения и воспитания, необходимых для реализации национальных проектов «Образование», «Демография», «Культура», госпрограммы «Развитие образования».

Целевая аудитория В2В- и В2G-каталога:

  • руководители образования, органы власти субъектов Федерации
  • руководители образовательных организаций, педагоги-предметник
  • авторы образовательных программ, контрактные управляющие

В каталоге будут представлены:

  • российские предприятия полного промышленного цикла
  • разработчики с контрактным производством на территории России.

«Навигатор ИДТ. Госзакупки» объединит каталог организаций и продукции, библиотеку нормативных правовых актов, данные по статистике и структуре рынка.

Чтобы войти в «Навигатор ИДТ. ГОСЗАКУПКИ», надо: направить заявку в АИДТ: member@acgi.ru, заполнить анкету или подтвердить информацию о компании и ее продукции в отраслевом онлайн-каталоге.

В качестве справочной информации предлагаем рассматривать Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от «20» декабря 2019 г. № 704 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность…» в части Разделов 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования с 1960 года занимается вопросами обучения, воспитания и развития детей. Научно-исследовательская деятельность Института направлена на решение теоретических и методологических проблем психологии и педагогики дошкольного детства, наряду с исследованием теоретических проблем дошкольного образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились конкретные эмпирические и экспериментальные исследования, которые используются производителями развивающей предметно-пространственной среды для оснащения образовательных организаций.

С 2008 года Институт является научным партнером Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и Национальной ассоциации игрушечников России, соорганизатором научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», членом Научно-экспертного совета национальной премии «Золотой медвежонок».