XIX Международные чтения памяти Л.С. Выготского

Приглашаем Вас принять участие в XIX Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках», которые будут проводиться с 13 по 17 ноября 2018 года в г. Москве.

Л.С. Выготский подчеркивал, что главным компонентом и стержнем любого исследования является его метод. В созданной Л.С. Выготским культурно-исторической психологии таким стержнем является экспериментально-генетический метод. Согласно Д.Б. Эльконину сущность этого метода состоит в моделировании процессов развития в специально созданных экспериментальных условиях. Применявшийся в научной школе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова метод изучения проблем психологии учебной деятельности, который сами исследователи иногда называли обучающим лонгитюдом, вполне может быть понят и отнесен к весьма продуктивному направлению развития экспериментально-генетического метода. Обращает на себя внимание внешнее сходство между этим методом и естественным экспериментом А.Ф. Лазурского.

Большое влияние как на педагогическую психологию, так и на всю отечественную психологическую науку в целом оказали исследования П.Я Гальперина и его сотрудников. Идея формирующего эксперимента и созданная П.Я. Гальпериным теория, конечно же имеют отношение к экспериментально-генетическому методу уже в силу того, что сам П.Я. Гальперин причислял себя к научной школе Л.С. Выготского, однако вопрос о различиях у этих подходов остается весьма актуальным.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о проектирующем методе в психологии. И, нередко, разворачивается дискуссия о том, что это такое. Иногда под проектирующим методом понимается такой вид эмпирического исследования, когда испытуемые просто работают над каким-то «проектом», притом, что такое «проект», каждый исследователь понимает по-своему. К сожалению, слова «проектирующий подход», «проектирующий метод», «проектирование» стали довольно модными и социально востребованными, а поэтому, нередко, маскирующими методологическую ущербность проводимых исследований. Отправным пунктом анализа в проектирующем методе может быть его понимание в контексте преемственности и развития экспериментально-генетического метода.

Весьма острым и актуальным является вопрос о соотношении культурно-исторической концепции и отличающей ее методологии с другими общепризнанными теориями и подходами, как у нас в стране, так и за рубежом. Так, для отечественной психологии очень значимым является вопрос о соотношении, например, культурно-исторического подхода и теории Л.С. Выготского с деятельностным подходом и теорией деятельности. Применительно к зарубежной психологии весьма актуален значим вопрос об адекватности понимания и корректности интерпретации основополагающих идеи и принципов культурно-исторического подхода зарубежными коллегами, существенно затрудненным искажениями в переводе работ Л.С. Выготского на другие языки. Приглашаем Вас принять участие в XIX Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках», которые будут проводиться с 13 по 17 ноября 2018 года в г. Москве.

Л.С. Выготский подчеркивал, что главным компонентом и стержнем любого исследования является его метод. В созданной Л.С. Выготским культурно-исторической психологии таким стержнем является экспериментально-генетический метод. Согласно Д.Б. Эльконину сущность этого метода состоит в моделировании процессов развития в специально созданных экспериментальных условиях. Применявшийся в научной школе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова метод изучения проблем психологии учебной деятельности, который сами исследователи иногда называли обучающим лонгитюдом, вполне может быть понят и отнесен к весьма продуктивному направлению развития экспериментально-генетического метода. Обращает на себя внимание внешнее сходство между этим методом и естественным экспериментом А.Ф. Лазурского.

Большое влияние как на педагогическую психологию, так и на всю отечественную психологическую науку в целом оказали исследования П.Я Гальперина и его сотрудников. Идея формирующего эксперимента и созданная П.Я. Гальпериным теория, конечно же имеют отношение к экспериментально-генетическому методу уже в силу того, что сам П.Я. Гальперин причислял себя к научной школе Л.С. Выготского, однако вопрос о различиях у этих подходов остается весьма актуальным.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о проектирующем методе в психологии. И, нередко, разворачивается дискуссия о том, что это такое. Иногда под проектирующим методом понимается такой вид эмпирического исследования, когда испытуемые просто работают над каким-то «проектом», притом, что такое «проект», каждый исследователь понимает по-своему. К сожалению, слова «проектирующий подход», «проектирующий метод», «проектирование» стали довольно модными и социально востребованными, а поэтому, нередко, маскирующими методологическую ущербность проводимых исследований. Отправным пунктом анализа в проектирующем методе может быть его понимание в контексте преемственности и развития экспериментально-генетического метода.

Весьма острым и актуальным является вопрос о соотношении культурно-исторической концепции и отличающей ее методологии с другими общепризнанными теориями и подходами, как у нас в стране, так и за рубежом. Так, для отечественной психологии очень значимым является вопрос о соотношении, например, культурно-исторического подхода и теории Л.С. Выготского с деятельностным подходом и теорией деятельности. Применительно к зарубежной психологии весьма актуален значим вопрос об адекватности понимания и корректности интерпретации основополагающих идеи и принципов культурно-исторического подхода зарубежными коллегами, существенно затрудненным искажениями в переводе работ Л.С. Выготского на другие языки.

В рамках конференции планируется проведение следующих секций:

  1. Проектирующий метод в современной психологии образования (педагогическая психология, психология образования);
  2. Экспериментально-генетический метод и культурно-историческая теория (методология, общая психология, философия);
  3. Развитие понятий и речевого мышления (психология мышления и решения задач, психолингвистика, психосемантика);
  4. Формирующий эксперимент в современной социальной психологии (социальная психология, психология групп);
  5. Построение и дизайн эмпирического исследования в рамках культурно-исторического подхода (экспериментальная психология, эмпирическая психология);
  6. Культурно-исторический подход в клинической практике и психотерапии (клиническая психология, медицинская психология, психотерапия);
  7. Герменевтика и понимание психологической «природы» человека (методология, общая психология, философия);
  8. Методология и перспективы развития творческих способностей (психология творчества, психология искусства, психология развития способностей)
  9. Применение идей Л.С. Выготского в дошкольном образовании (педагогическая психология, теория обучения и воспитания, психология образования);
  10. Теоретические и практические вопросы современной психологии эмоций (психология эмоций, общая психология, когнитивная психология);
  11. Методологические основы и эмпирические исследования в рамках юридической психологии (юридическая психология, девиантология, криминальная психология);
  12. Психологическая экспертная практика: методологические основания и различные подходы (психологическая экспертиза, судебная психология, правовая психология);
  13. Методология и проблемы психологического консультирования (психология консультирования, психология семьи, психология жизненных кризисов);
  14. Организация и построение ранней помощи в рамках культурно-исторического подхода (психология детства, психология семьи, психология воспитания и развития);
  15. Проектирующий метод в современной организационной и социальной психологии (организационная психология, психология труда, психология бизнеса);
  16. 1)Психологические требования к профессиональной деятельности психологов и педагогов с точки зрения культурно-исторического подхода (профессиональное сознание, профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки);

Условия участия и адреса оргкомитета прежние.

Если Вы планируйте принять участие в конференции, выступить с докладом, опубликовать тезисы или хотите получить соответствующее уведомление на Ваш почтовый адрес, мы ждем писем на электронную почту vygconf@gmail.com.