Семинар «Воспитание и свобода личности»

11 февраля 2016 года в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» состоялось очередное заседание постоянно действующего методологического семинара по проблемам воспитания на тему: «Воспитание и свобода личности». Участники семинара заслушали и обсудили два доклада:
  • «Проблема воспитания свободного человека с позиции экзистенциализма», который представил доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Михаил Иосифович Рожков.
  • «Свобода и ответственность как педагогические категории и проблема морального выбора личности», который представил кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института С.В. Яковлев.

Круглый стол был посвящен обсуждению философско-педагогических проблем воспитания свободного человека и его ответственного отношения к совершаемым поступкам в ходе разрешения проблемных жизненных ситуаций. К участию в работе круглого стола были приглашены аспиранты, преподаватели, ученые. Среди обсуждаемых вопросов были:

  • проблема воспитания свободного человека с позиции экзистенциализма (д. педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Михаил Иосифович Рожков);
  • свобода и ответственность как педагогические категории и проблема морального выбора личности (к. педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник С.В. Яковлев).
  • На методологическом семинаре были поставлены ключевые вопросы темы: чувствует ли себя свободным современный воспитанник? Как он понимает свободу? От чего свободен современный молодой человек: от родительской, учительской опеки; чувствует ли он себя свободным в межличностном общении со сверстниками? Выстраивается ли современная воспитательная система как целостное явление нашего сегодняшнего общества, выдерживается ли принцип свободы личности в воспитании относительно видения свободы личности коллективом воспитателей? Является ли свобода универсальным свойством любых систем, в том числе, социальных? Каков вес и значение свободы как ценности среди других социальных, гуманитарных ценностей человека и общества таких, как польза, истина, долг, благо? Возникают проблемы разработки адаптивных, личностно ориентированных технологий процесса воспитания, разработки критериев, индикаторов показателей деятельностной сущности процесса воспитания, насколько они ориентированы на свободу творческой индивидуальности воспитанника?

    Главный научный сотрудник Института, доктор педагогических наук, профессор Михаил Иосифович Рожков в научном докладе «Воспитание свободного человека; экзистенциальный подход» изложил основные положения экзистенциального подхода к воспитанию, согласно которым воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Воспитание в рамках экзистенциального подхода также понимается как сопровождение развития личности, основанное на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. Концептуальной идеей экзистенциального подхода к воспитанию свободного человека является создание условий, в которых ребенок сам строит проект своего существования и в рамках этого проекта формирует у себя определенные качества, выстраивает индивидуальную траекторию личностного саморазвития. Целью воспитания в рамках экзистенциального подхода является формирование свободного человека, который обладает внутренней свободой – осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. При этом к принципам воспитания свободного человека относятся: стимулирование саморазвития человека; актуализация ситуации; социальное закаливание. В докладе были представлены бинарные методы воспитания, направленные на воспитание и самовоспитание личности.

    Ведущий научный сотрудник Института, кандидат педагогических наук, доцент С.В. Яковлев в своем научном докладе «Проблема свободного выбора ситуативного поведения личности и воспитания ответственности» с позиции социокультурной идентификации предложил трактовку педагогического феномена совести и рассмотрел ее в аксиологическом смысле как осмысление субъектом социокультурной идентичности базовой культуры личности культуре общества с определенным философско-мировоззренческим ценностным содержанием. Совесть, по его мнению, это мера воспитанности личности и является критерием соответствия содержания ценностных оснований базовой культуры личности ценностному содержанию культуры общества. При этом свобода как осознанная необходимость выбора ситуативного поведения влечет за собой ответственность за идентичность личности культуре, отвечающей определенному философско-мировоззренческому ценностному содержанию.

    На методологическом семинаре было отмечено: несмотря на традиционность темы, в настоящее время данная проблема приобретает особую актуальность, так как молодое поколение находится в преддверии той сложной жизнедеятельности, в которую современное российское общество уже вступило и должно быть готово к осуществлению ответственного морального выбора в условиях открывающихся возможностей активной самореализации каждого из его членов в жизни.