История

Институт психолого-педагогических проблем детства создан Российской академией образования в результате реорганизации ГНУ «Институт развития дошкольного образования» РАО.

История Института начинается с создания в 1960 г. Научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук РСФСР (с 1966 г. – Академия педагогических наук СССР).

Основатель и первый директор Института — выдающийся детский психолог, ученик и соратник Л.С. Выготского Александр Владимирович Запорожец (1905-1981).

Основная цель деятельности Института — развитие методологии полидисциплинарного изучения проблематики детства, организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на разработку приоритетных проблем обучения, воспитания, психического, психофизиологического и физического развития детей в современном российском обществе.

Предметом деятельности Института являются фундаментальные и прикладные исследования научных проблем в области непрерывности и преемственности образования в период детства; теории и практики психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса; методологии проектирования систем  диагностики и коррекции развития, психолого-педагогического консультирования и оказания  помощи населению; научно-методических основ семейного и общественного воспитания; технологий расширения влияния общественных объединений детей и взрослых на гражданское общество.

Основными направлениями деятельности Института являются: научно-методическое обеспечение социально-педагогической деятельности как основы социализации личности ребенка; научно-методическое сопровождение развития  личности ребенка и семьи в период глобальных вызовов и рисков современного общества; теоретические основы развития дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов; теоретико-методологические основания построения психологии становления человека в образовании; социокультурные основания формирования детско-взрослых сообществ в сфере образования; проблемы становления личности в дошкольном возрасте; становление и развитие субъектности детей дошкольного возраста; психологические основы проектирования программ профессионального развития педагогов дошкольных учреждений и начальной школы; педагогическая поддержка детей в образовании; преемственность в оздоровительно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками; развитие речи детей и педагогика творчества; определение условий духовно-нравственного развития современного ребенка в различных общностях и социальных группах; эмоциональное мироощущение в освоении ребенком социокультурной реальности; психолого-педагогические особенности становления детско-взрослой общности как ценностно-смыслового объединения; соорганизация разных видов деятельности дошкольников в целостном образовательном процессе детского сада; помогающая деятельность в системе дошкольного образования; теория и практика детской и семейной психотерапии как инструмента формирования и реконструкции семьи; основы психолого-педагогического консультирования в системе дошкольного образования.

Институт проводит исследования и проектные разработки по следующим стратегическим направлениям:  психолого-педагогические проблемы современного детства;  методология проектирования систем развивающего дошкольного образования;  преемственность в развитии детей дошкольного и школьного возраста;  непрерывность дошкольного и школьного образования; теория и практика психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и взрослых в образовании.

На протяжении своей истории Институт несколько раз менял имя – НИИ дошкольного воспитания (1960‑1992), Исследовательский центр семьи и детства (1992‑1998), Институт дошкольного образования и семейного воспитания (1998-2004). Отвечая на запросы времени, вносились коррективы в научно-исследовательский профиль института, менялась его структура.

Институт хранит верность научным традициям своего прошлого и открыт новым начинаниям, оставаясь уникальным научно-исследовательским центром, чей научный фундамент был заложен усилиями сформировавшихся в институте научных школ А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.А. Ветлугиной, М.Ю. Кистяковской, В.В. Давыдова, Т.А. Марковой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера — О.М. Дьяченко, А.М. Фонарева, Ф.А. Сохина и др.