Общие сведения

Основные направления научной деятельности Института

С 2013 ФГНУ ИППД РАО проводит работу:

  • в рамках направления «Тенденции и закономерности развития (психического, физиологического и социокультурного) современного ребёнка на разных этапах онтогенеза» по проекту 2.8. «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве» (научный руководитель — (д.психол.н., проф., член-корреспондент РАО, СлободчиковВ.И., головная организация — ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО);
  • в рамках направления «Теоретические основания образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного)» по проекту 3.11. «Теоретические основы организации дошкольного образования, оценки качества и мониторинга его состояния» (научный руководитель — к.п.н., проф. Волосовец Т.В.; головная организация — ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО).

Основные достижения ФГНУ за 2008-2012 гг.

Научно-исследовательская деятельность Института психолого-педагогических проблем детства РАО за период 2008-2012 гг. велась в соответствии с «Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы» и была направлена на решение теоретических и методологических проблем психологии и педагогики дошкольного детства, актуальных для современного этапа модернизации дошкольного образования. Наряду с исследованием теоретических проблем дошкольного образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились конкретные эмпирические и экспериментальные исследования и обобщались данные результатов психолого-педагогических исследований, выполненных за указанный период по темам НИР.

За указанный период работа ФГНУ ИППД РАО проводилась в рамках направления «Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования» по проекту 4.6. «Психолого-педагогическая антропология основы дошкольного детства» (2008-2012 гг., научный руководитель — (член‑корреспондент РАО Слободчиков В.И., головная организация — ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО) по 9 (девяти) темам.

Тема 1. «Система базовых категорий психологической антропологии детства» (научные руководители — чл.-корр. РАО Слободчиков В.И., д. ф. н. Лобастов Г.В.).

Проведено теоретико-методологическое обоснование психологической антропологии детства. Обоснован антропологический принцип в психологии развития и образования дошкольников. Раскрыто содержание понятия «со=бытийная образовательная общность» как источник развития и субъект образования в дошкольном и школьном детстве. Раскрыто содержание понятия «возрастно-нормативные модели развития на разных ступенях образования». Проведен теоретико-методологический анализ проблемы становления и развития личности в онтогенезе. Раскрыты исходные основания возникновения личностного бытия на материале раннего онтогенеза. Проведен теоретический анализ понятия свободы и проблемы ее формирования в детском возрасте.

Тема 2. «Динамика внутреннего мира ребенка в процессе дошкольного образования» (научные руководители —  д. психол. н. Абраменкова В.В., д. психол. н. Урунтаева Г.А., к. психол. н. Кошелева А.Д., к. психол. н. Короткова Н.А.).

Определены основные понятия, принципы, критерии и категории духовно-нравственного развития ребенка. Определены особенности проектирования содержания и технологий целостного анализа психического развития дошкольника воспитателем. Раскрыты содержание и технологии целостного анализа психического развития дошкольника воспитателем. Выявлены возрастные особенности эмоциональной и смысловой регуляции поведения дошкольников. Проведен анализ дифференцированных форм игровой деятельности и определены особенности психологической диагностики игровой деятельности дошкольника. Выявлено значение носителей игровой культуры и предметной игровой среды для становления игровой деятельности дошкольника.

Тема 3. «Возрастные нормативы развития ребенка в дошкольном образовании» (научные руководители — д. психол. н. Кудрявцев В.Т., к. психол. н. Нежнов П.Г.).

Раскрыто место воображения в становлении и развитии субъективной реальности ребенка-дошкольника. Определены функции дошкольного образования в развитии воображения как универсальной способности. Раскрыты эффекты развития воображения как универсальной способности на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Определены средства психолого-педагогической поддержки и разработаны критерии диагностики уровня развития воображения как универсальной творческой способности ребенка-дошкольника. Определены основания психолого-педагогической оценки результатов дошкольного образования. Проанализированы предпосылки построения технологичной системы оценки результатов дошкольного образования. Выделены основания интеграции целевых ориентиров дошкольного образования. Обоснованы принципы диагностики «компетенций» в дошкольном образовании, разработан соответствующий инструментарий, разработана система результативных показателей качества дошкольного образования.

Тема 4. «Система базовых категорий педагогической антропологии дошкольного образования» (научные руководители — к. психол. н. Рябцев В.К., к. психол. н. Ряшина В.В., к. п. н. Кларина Л.М.).

Выделены базовые антропологические категории в контексте разработки возрастно-нормативных моделей развития дошкольников. Проанализировано развитие содержания антропологических категории в истории зарубежных и отечественных  педагогических и психологических систем. Разработана структура психологической модели развития дошкольника с позиции  педагогической антропологии. Определено базовое содержание психологической модели развития дошкольника с позиции педагогической антропологии. Определены принципы проектирования возрастно-ориентированной системы педагогической деятельности с позиций антропологического подхода и принципы проекти­рования программ профессио­нального развития педагогов, реализующих возрастно-ориен­тированную систему педагоги­ческой деятельности. Разработаны модели построения содержания образования и организации образовательного процесса, выделены особенности педагогического проектирования, соответствующие концептуальным требованиям антропоориентированной дошкольной дидактики. Определены требования к преемственности дошкольного и начального школьного образования с позиций антропоориентированной дидактики.

Тема 5. «Дошкольное образование как культурная форма нормального развития» (научные руководители — д. п. н. Ушакова О.С., д. п. н. Николаева С.Н., к. п. н. Шатова А.Д., к. п. н. Егоров Б.Б.).

Выявлены закономерности и условия развития способностей дошкольников в речевой и художественной деятельности. Определены исторические предпосылки и педагогические условия формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников. Раскрыты психолого-педагогические условия развития языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Показаны особенности развития языковых и коммуникативных способностей дошкольников в связи с развитием эмоциональной сферы в условиях интеграции разных видов искусства — литературы, живописи, музыки, театра. Выявлены закономерности овладения родным языком в его коммуникативной и эмотивной функции в контексте становления языковых способностей в дошкольном детстве. Обоснованы критерии интеллектуального и личностного развития дошкольников 6-7 лет в процессе формирования начал экологической культуры. Выявлены эффекты интеллек­туально-личностного разви­тия старших дошкольников в процессе реализации системы экологического воспитания и специальной организации воспитательно-образователь­ной работы в ДОУ. Определены истоки, теоретические основания, социально-педагогические условия экономического образования и их взаимосвязь с нравственным развитием дошкольников. Разработаны антропологические основы преемственности, определены взаимосвязь содержания и методов в оздоровительно-воспитательной работе ДОУ и начальной школы. Выявлены психолого-педа­гогические условия проекти­рования модели партнерских отношений педагогов образо­вательного учреждения (ДОУ, начальная школа) и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в оздоровительно-воспитатель­ной работе ДОУ и начальной школы.

Тема 6. «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (научные руководители — д. психол. н. Веракса Н.Е., к. психол. н. Булычева А.И.).

Определено место познавательных и коммуникативных способностей в развитии субъектности дошкольников. Определена культурная общность детской игры и сказки. Показана роль познавательных и коммуникативных способностей в развитии субъектности дошкольников. Определены педагогические условия и технологии развития субъектности старших дошкольников в проектной деятельности. Определены подходы к ос­воению дошкольниками культурных норм в изобрази­тельном искусстве. Выявлена специфика развития внутренней формы игрового действия у дошкольников 3‑5 лет. Определены структура и возрастная динамика развития регуляторных способностей дошкольников. Выявлены возможности развития регуляторных способностей дошкольников в условиях ДОУ и семьи.

Тема 7. «Педагогическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста» (научные руководители — д. п. н. Александрова Е.А., к. п. н. Бояринцева А.В., к. п. н. Виноградова А.М., к. п. н. Михайлова Н.Н.).

Разработана и обоснована модель психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога ДОУ. Раскрыто содержание модели самоопределения ребенка в процессе участия в различных культурных практиках в образовательном учреждении. Выявлены возможности художественной литературы в развитии нравственных чувств дошкольника с позиций педагогической антропологии во взаимосвязи с его психологическим здоровьем. Показана специфика становления связей и отношений дошкольников и младших школьников. Выявлены особенности педагогической поддержки детско-взрослой общности в условиях интегрированного образования. Раскрыты соотношение педагогической поддержки и воспитания в деятельности педагогов дополнительного образования по формированию детско-взрослой общности. Раскрыты возможности педагогической поддержки как необходимого условия в преодолении детьми-сиротами адаптационных трудностей в образовании.

Тема 8. «Семейные и внесемейные детско-взрослые общности» (научные руководители — чл.‑корр. РАО Петровский В.А., д. психол. н. Спиваковская А.С., к. м. н. Вроно Е.М., к. психол. н. Карпенко Л.А., к. психол. н. Шапиро А.З.).

Определены модели семейного воспитания, порождающие деструктивные сценарии жизни личности. Определены особенности персонологического консультирования семей с различными моделями воспитания, порождающими деструктивные сценарии жизни личности. Определены особенности беатотерапии семьи как одной из моделей исследования детско-взрослых отношений. Показаны возможности беатотерапии в профилактике и коррекции различных форм зависимого поведения. Разработаны программы психо­профилактики и беатотерапии различных форм зависимого поведения. Определены психологические основания для создания многопрофильной программы игрового взаимодействия взрослых и детей с 3 до 7 лет. Раскрыты методологические основания игрового взаимодействия  как формы помогающей деятельности взрослому и ребенку в дошкольном образовании. Выделены теоретические основания и методологические предпосылки создания эффективных моделей коррекции сценариев дисфункционального взаимодействия в детско-взрослых общностях. Определены теоретические и методологические основания эффективных моделей по коррекции дисфункционального взаимодействия в детско-взрослых общностях. Раскрыта роль организационной культуры ДОУ в системе образовательного развития детей. Проведен сравнительный анализ парадигмальных подходов к исследованию организационной культуры и организационного консультирования образовательных учреждений разного типа. Разработаны методы и технологии исследования ценностной сферы воспитывающих взрослых в образовательных учреждениях с оргкультурой разного типа. Показан характер взаимосвязей между организационным консультированием, организационной культурой и образовательным процессом. Выявлены и описаны спонтанно развивающиеся семейно-психологические представления у дошкольников. Проведен анализ специфики положения ребенка в современной российской семье с позиций культурно-исторической и позитивной психологии. Проведен сравнительный анализ положения современного российского ребенка и ребенка в зарубежных странах (США, Польша, Украина) в семье с учетом экономико-политических, духовно-нравственных и лингвистических условий «социальной ситуации развития» детей.

Тема 9. «Источники, факторы и механизмы формирования содержания комплексной психологической, педагогической и медико-социальной реабилитации детей в современном социуме» (научные руководители — к. п. н. Волосовец Т.В., д. психол. н. Подольская Т.А., д. п. н. Мирошкина М.Р., к. психол. н. Брофман В.В.).

Проведен анализ состояния научных исследований и выявлено место содержания комплексной психологической, педагогической и медико-социальной реабилитации детей. Определено содержание комплексной работы по профилактике семейного неблагополучия детей, воспитывающихся и обучающихся в интернатных учреждениях. Выделены принципы и содержание стратегического развития здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Раскрыты организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффектив­ность реализации педагоги­ческих стратегий становле­ния здоровьесберегающей деятельности в адаптивно-развивающей среде образова­тельного учреждения. Определены психолого-педагогические основы содержания программ дополнительного профессионального образования для специалистов и руководителей дошкольного образования. Разработаны эффективные методы реализации программ дополнительного профессио­нального образования для специалистов и руководите­лей дошкольного образования. Определены концептуальные основы и разработаны педагогические модели самоорганизации детей и взрослых по месту жительства. Определено содержание психолого-педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства. Показаны возможности развития творческих способностей в процессе коррекции эмоциональных трудностей дошкольников и младших школьников. Выявлены условия развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе коррекции эмоциональных трудностей. Определены психолого-педагогические условия коррекции эмоциональных трудностей дошкольников и младших школьников в постстрессовый период.

При реализации тематического плана фундаментальных исследований ФГНУ ИППД РАО за 2008 — 2012 гг. было подготовлено 29 научных работ.

В рамках реализации тематического плана фундаментальных исследований ФГНУ ИСО РАО за 2008 — 2012 гг. было опубликовано 68 научных и учебно-методических работ.

За прошедший период Институт в соответствии с планом опытно-экспериментальной деятельности вел руководство экспериментальными площадками на базе дошкольных образовательных учреждений, были отработаны новые подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, что позволило повысить качество дошкольного  образования по отдельным направлениям развития детей дошкольного возраста (развитие речи, развитие воображения, развитие регуляторных способностей и т.п.).

Результаты деятельности Института неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях Отделения общего среднего образования РАО, заседаниях Президиума РАО и Бюро Президиума РАО, при этом получали высокую оценку и рекомендации по их использованию, как в исследовательской работе, так и в педагогической практике.

Научные труды института  постоянно применяются в педагогической практике, при чтении курсов лекций по детской психологии, дошкольной педагогике, теории и методикам дошкольного образования и ряду других психологических и педагогических дисциплин в МГУ, МГППУ, РГГУ, МПГУ, МГПУ и ряде других образовательных учреждениях.

Результаты научной деятельности Института были отражены в ведущих научных изданиях (Вопросы психологии, Психология обучения; Дошкольное воспитание; Современное дошкольное образование. Теория и практика и др.), докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях, а также Online-конференциях (РИА Новости и др.). Общее число выступлений сотрудников Института в конференциях в отчетный период — 78. Всего за отчетный период сотрудниками Института было опубликовано 79 работ, общим объемом 332,75 п.л. Всего за отчетный период сотрудниками Института было подготовлено 196 работ, общим объемом 373,75 п.л.

Сотрудники Института выступали в качестве экспертов в обсуждении проблем образования на общественных слушаниях в Государственной думе Федерального собрания РФ, на заседаниях Общественной палаты РФ (Круглые столы «Проблемы разработки и внедрения ИКТ в ДОУ»; «Качество дошкольного образования в России»; «Состояние и перспективы инклюзивного образования»).

Источник: http://www.raop.ru/index.php?id=520