Новости

Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте

В монографии представлены результаты исследований по актуальным вопросам изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте. Содержание монографии структурировано таким образом, чтобы показать наиболее принципиальные аспекты проблем детства, его самоценность и построение ситуаций развития в современном социокультурном контексте: раскрыто понимание категории субъектности в современной психологии — в качестве центрального новообразования дошкольного детства и целевого ориентира современного образования; проанализирован такой важный аспект дошкольного образования, как понимание взрослым ребенка, без которого невозможно проектирование ситуаций его развития и осуществление возрастно-сообразной педагогической деятельности, что раскрывается на изучении как понимания ребенка педагогом, так и родительской позиции. Представлены принципы, технологии и прецеденты проектирования укладов жизни современного детства в детско-взрослой со-бытийной общности дошкольной образовательной организации в отечественной и зарубежной практике. Монография адресована педагогическим работникам, руководителям образовательных организаций, научным работникам, методистам и всем заинтересованным в создании наиболее благоприятных условий для современного детства.

Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде

Коллективная монография посвящена сущности и содержанию поликультурного образования и особенностям профилактики ксенофобии в образовательной среде, которые сегодня приобретают чрезвычайную актуальность в науках об образовании и социокультурной практике. В монографии отражаются методологические подходы к раскрытию основ взаимосвязи образования и культуры, представлены характеристики поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства, систематизированы проблемы и пути преодоления ксенофобии в детской и молодёжной среде.

(далее…)

Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 2

В сборник научных статей включены статьи, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Аналитические материалы, теоретические подходы к изучению феноменов воспитания, социализации, детского движения, проведению мониторинговых исследований отражены в научных статьях в настоящем издании. Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в области воспитания.

Проблемы дополнительного профессионального образования педагогов

В условиях реализации новых профессиональных стандартов для педагогических работников чрезвычайно актуализируется проблема развития дополнительного профессионального образования педагогов. В монографии раскрыты психологические, педагогические и акмеологические подходы к изучению проблем повышения квалификации и переподготовки, пути развития компетенций педагогических работников в профессиональной деятельности.

Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов

Коллективная монография посвящена проблемам воспитания студенческой молодежи в процессе социально-педагогической подготовки. Монография содержит материалы, подготовленные участниками сетевой площадки по социальной педагогике ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», по результатам теоретических и эмпирических исследований, осмысления опыта практической работы с молодежью. Монография адресована научным сотрудникам, преподавателям вузов, аспирантам, заинтересованным в исследовании и решении данной проблемы.

(далее…)

Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания

В монографии осуществляется проблематизация развития личного социокультурного опыта детей. Раскрывается методологическое значение представлений о подрастающем поколении как субъекте социального наследования и личном опыте ребенка как цели и результате воспитания. Представлены результаты проведенных в 2019 году эмпирических исследований социокультурного опыта детей, который они приобретают в разных сферах жизнедеятельности: в информационном пространстве, в процессе приобщения к культурному наследию, на школьном уроке, в туристско-краеведческой деятельности, в детской организации, в сельском и городском социуме, в процессе изучения духовно-нравственной культуры народов России. Обоснована необходимость и возможность не только учитывать, но и формировать личный опыт ребенка в процессе воспитания. Ярким примером служит представленная в монографии модель развития социокультурного опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья. Издание предназначено для специалистов в области воспитания, научных работников, преподавателей вузов, педагогов-практиков.

(далее…)

Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи

В монографии представлены теоретико-методологические основания реализации антропологического подхода, рассматриваются вопросы современного педагогического профессионализма в области воспитания и социализации детей и молодежи, и систем его обеспечения: профессионально деятельностной, нормативной, экспертной. Приведены примеры проектирования антропопрактик в современных социокультурных условиях. Монография адресована педагогическим работникам, руководителям образовательных организаций, научным работникам и методистам, всем субъектам, заинтересованным в построении современных практик воспитания и социализации детей и молодежи.

(далее…)

Воспитательный потенциал современной семьи и социально-педагогические механизмы его развития и реализации

Монография посвящена проблемам воспитания детей в семье и роли образовательных организаций по выявлению дополнительных ресурсов семьи, способствующих повышению результативности воспитательных действий. В монографию включены материалы, отражающие как теоретические изыскания, так и конкретно-эмпирические исследования научных сотрудников Института по указанной проблематике. Представляет интерес для работников сферы образования и социальной защиты, студентов специализированных вузов.

(далее…)

Ценность детства в современном мире и образовании

В монографии представлена часть проведенных автором многочисленных исследований феномена детства конца ХХ – начала ХХI вв. Детство как ценность открывается через все богатство традиции: детский фольклор и быт, детская игра и игрушка, детские представления о будущем, о добре и зле и др. Детская субкультура вносит неоценимый вклад в нашу культуру сегодня, задавая зону ближайшего развития (по Л.С.Выготскому): новых направлений, форм и стратегий воспитания. Проблематизируя и переосмысливая историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры. Книга адресована психологам, педагогам, специалистам в гуманитарной сфере, родителям и всем, кому интересно современное детство.

Педагогическая наука и практика. Из опыта реализации актуальных научных идей: материалы научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика. Из опыта реализации актуальных научных идей» в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство», сентябрь 2018 г.

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика. Из опыта реализации актуальных научных идей» (Шатура, сентябрь 2018 г.), проведенной в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство» (рук. директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Т.В. Волосовец, кандидат педагогических наук, профессор; ректор ГОУ ВО МО «ГГТУ» Н.Г. Юсупова, кандидат филологических наук, доцент).

Издание содержит статьи, описывающие практический опыт участников конференции по реализации в образовательных организациях дошкольного и общего среднего образования г.о. Шатура Московсокй области теоретических разработок лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослах Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» в рамках реализации государственного задания по теме «Методология и методика подготовки педагогов к осуществлению педагогического сопровождения самоорганизации детей» (проект № 27.9389.2017/8.9).

Воспитание в условиях неопределенности. Материалы научно-практической интернет-конференция с международным участием «Воспитание в условиях неопределенности»

В сборнике представлены материалы научно-практической интернет-конференции «Воспитание в условиях неопределенности», проведенной в рамках реализации государственного задания по теме «Методология и методика подготовки педагогов к осуществлению педагогического сопровождения самоорганизации детей» (проект № 27.9389.2017/8.9).

Издание содержит видео научных дискуссий, статьи участников конференции и их обсуждение, описание практического опыта участников конференции по проблемам осмысления сущности неопределенности как условия современной педагогической деятельности, описание практик педагогической деятельности в ситуации неопределенности и рисков современного мира, самоорганизации детей и взрослых в учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.

Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 1

В сборник научных статей включены статьи, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»: «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования» и «Развитие механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений». Аналитические материалы, теоретические подходы к изучению феноменов воспитания, социализации, детского движения, проведению мониторинговых исследований отражены в научных статьях в настоящем издании.

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогам образовательных организаций, руководителям детских общественных организаций.

Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства

В монографии раскрываются исторические предпосылки, теоретико- методологические основания, содержание и технологии социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства как территории развития детства.

Монография адресована исследователям, занимающимся проблемами социальной педагогики и социальной работы, представителям властных структур, специалистам социальной сферы.

Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Том I

В первый том сборника научных трудов включены статьи, подготовленные научными сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках разработки теоретических и методических основ развития воспитания; проблем социализации детей и молодежи; психолого-педагогических проблем детства. Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического образования, педагогам образовательных организаций.

Образование для устойчивого развития: экологическая этика

В пособии представлен опыт экспериментальной работы учреждений общего и дополнительного образования г. Москвы, Коломны Московской области и Красноярска по реализации концепции гуманитарно-экологического образования «Экологическая этика» (Вагнер И.В.). Научно-методическое обеспечение гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания создается в содружестве науки и практики. В издание включены теоретико-аналитические материалы и методические разработки, которые удачно отражают концептуальные положения и выстраиваются в единую систему подходов и технологий Экологической этики на уроке и во внеурочное время.