Новости

Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде

В сборник научных статей включены публикации, подготовленные в рамках научно-исследовательского проекта ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, организация деятельности психологической службы, включая апробацию и подготовку к внедрению» (государствен- ное задание No 073-00032-20-00 на 2020 г.): аналитические и практикоориентированные материалы, теоретические подходы к изучению проявлений агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде.

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогам образовательных организаций, руководителям детских общественных организаций.

Актуальные аспекты социально- и психолого-педагогических проблем детства и сопровождения участников образовательного процесса

В сборник научных статей включены публикации, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»: аналитические материалы, теоретические подходы к изучению феноменов воспитания, проявлений агрессивного поведения детей и подростков, а также других участников образовательного процесса.

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогам образовательных организаций.

Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности

Авторы раскрывают теоретические основы самоорганизации, рассматривают возможности ее развития в различных образовательных организациях, обосновывают условия педагогической поддержки и сопровождения детей, показывают пути развития детско-взрослой общности в образовании.

(далее…)

Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации

В основе педагогической позиции авторов методических рекомендаций лежит утверждение, что детское общественное объединение — самостоятельный институт воспитания, который может действовать на любой базе, в том числе на базе образовательной организации.

В рекомендациях рассматриваются несколько уровней включенности детского общественного объединения в воспитательную систему школы: «объединение на базе школы»; «символическое участие»; «реальные полномочия»; «партнерство»; «делегирование полномочий».

(далее…)

Комплект примерных модульных программ деятельности детских общественных организаций/объединений

В издании представлены подходы к программированию деятельности детских общественных объединений разного уровня — от детского клуба до региональной организации, а также примеры программ деятельности организаций, соответствующие принципам адаптивности, динамичности, вариативности, демократичности и сотрудничества. Модульная структура каждой из них предполагает самостоятельный выбор ребенком не только объединения, своей роли в нем, но и возможность конструирования из модулей индивидуального варианта программы.

Модель формирования безопасного образа жизни детей и молодёжи

В научном докладе представлена разработанная модель формирования безопасного образа жизни детей и молодёжи в современном российском обществе, в основе которой — социально-педагогическая поддержка ребёнка, молодого человека и его семьи; воспитание ценностного отношения к здоровью и жизни, формирование позитивного социального пространства детско-молодёжной среды с целью обеспечения защищённости во всех сферах их жизнедеятельности.

Научный доклад адресован широкой общественности, специалистам социальных, образовательных, медицинских, правоохранительных служб.

Социально-педагогические условия профилактики ксенофобии в образовательной среде

В научном докладе представлен междисциплинарный анализ научных трудов и результатов исследований проблем ксенофобии, определена сущность феномена ксенофобии, введено авторское определение «межкультурная со-бытийная детско-взрослая общность», которое рассматривается как ресурс профилактики ксенофобии в образовательной среде.

Работа педагога с родителями учащихся в ситуации конфликта. Сценарий тренинга

Издание содержит методические материалы для тренингов, ориентированных на поддержку позитивного взаимодействия педагогов и родителей, преодоление и профилактику конфликтов. В публикацию включены мини-лекции и практические упражнения, объединенные в единый сценарий, что делает более удобным практическое применение материала в отличие от сборников игр, упражнений и т.д.

(далее…)

Сборник «Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования» (2019)

В сборнике представлены материалы VII Международной научно-практической конференции. Рассмотрены вопросы педагогической поддержки детей и подростков — сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ и других, находящихся в трудной жизненной ситуации. Преимущественно выделены задачи в области образования и социокультурной реабилитации, а также рассмотрены способы их решения в инновационной педагогической практике. Существенное внимание уделено теоретическим вопросам педподдержки как технологии, целью которой является развитии самости (индивидуальности) человека, способного к самоорганизации, необходимой для решения непростых жизненных ситуаций. В сборнике представлены материалы педагогов-практиков, психологов, социальных работников с описанием конкретных успешных прецедентов помощи детям и подросткам; особую ценность представляют те, в которых анализируется собственная деятельность по осуществлению пед-поддержки. Сборник адресован ученым, педагогам, родителям, работникам системы основного, дополнительного и неформального образования, управленцам и специалистам органов опеки и попечительства — всем, кто заинтересован в создании инклюзивной образовательной среды, способствующей развитию субъектности ребенка как основы его самостоятельности.

Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте

В монографии представлены результаты исследований по актуальным вопросам изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте. Содержание монографии структурировано таким образом, чтобы показать наиболее принципиальные аспекты проблем детства, его самоценность и построение ситуаций развития в современном социокультурном контексте: раскрыто понимание категории субъектности в современной психологии — в качестве центрального новообразования дошкольного детства и целевого ориентира современного образования; проанализирован такой важный аспект дошкольного образования, как понимание взрослым ребенка, без которого невозможно проектирование ситуаций его развития и осуществление возрастно-сообразной педагогической деятельности, что раскрывается на изучении как понимания ребенка педагогом, так и родительской позиции. Представлены принципы, технологии и прецеденты проектирования укладов жизни современного детства в детско-взрослой со-бытийной общности дошкольной образовательной организации в отечественной и зарубежной практике. Монография адресована педагогическим работникам, руководителям образовательных организаций, научным работникам, методистам и всем заинтересованным в создании наиболее благоприятных условий для современного детства.

Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде

Коллективная монография посвящена сущности и содержанию поликультурного образования и особенностям профилактики ксенофобии в образовательной среде, которые сегодня приобретают чрезвычайную актуальность в науках об образовании и социокультурной практике. В монографии отражаются методологические подходы к раскрытию основ взаимосвязи образования и культуры, представлены характеристики поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства, систематизированы проблемы и пути преодоления ксенофобии в детской и молодёжной среде.

(далее…)

Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 2

В сборник научных статей включены статьи, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Аналитические материалы, теоретические подходы к изучению феноменов воспитания, социализации, детского движения, проведению мониторинговых исследований отражены в научных статьях в настоящем издании. Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в области воспитания.

Проблемы дополнительного профессионального образования педагогов

В условиях реализации новых профессиональных стандартов для педагогических работников чрезвычайно актуализируется проблема развития дополнительного профессионального образования педагогов. В монографии раскрыты психологические, педагогические и акмеологические подходы к изучению проблем повышения квалификации и переподготовки, пути развития компетенций педагогических работников в профессиональной деятельности.

Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов

Коллективная монография посвящена проблемам воспитания студенческой молодежи в процессе социально-педагогической подготовки. Монография содержит материалы, подготовленные участниками сетевой площадки по социальной педагогике ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», по результатам теоретических и эмпирических исследований, осмысления опыта практической работы с молодежью. Монография адресована научным сотрудникам, преподавателям вузов, аспирантам, заинтересованным в исследовании и решении данной проблемы.

(далее…)

Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания

В монографии осуществляется проблематизация развития личного социокультурного опыта детей. Раскрывается методологическое значение представлений о подрастающем поколении как субъекте социального наследования и личном опыте ребенка как цели и результате воспитания. Представлены результаты проведенных в 2019 году эмпирических исследований социокультурного опыта детей, который они приобретают в разных сферах жизнедеятельности: в информационном пространстве, в процессе приобщения к культурному наследию, на школьном уроке, в туристско-краеведческой деятельности, в детской организации, в сельском и городском социуме, в процессе изучения духовно-нравственной культуры народов России. Обоснована необходимость и возможность не только учитывать, но и формировать личный опыт ребенка в процессе воспитания. Ярким примером служит представленная в монографии модель развития социокультурного опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья. Издание предназначено для специалистов в области воспитания, научных работников, преподавателей вузов, педагогов-практиков.

(далее…)