Голованов Виктор Петрович

Голованов Виктор Петрович
Должности
Главный научный сотрудник 
Научная лаборатория
Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых 
Ученая степень
Доктор педагогических наук 
Ученые звания
 
Биография

В 1974 г. окончил Московский областной педагогический институт имени Н.К.Крупской, диплом A-I № 281326; специальность – история и обществоведение; квалификация – учитель истории и обществознания средней школы.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МЭСИ, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, академик Академии менеджмента в образовании и культуре, академик Международной академии детского туризма и краеведения.

Подготовлено 5 кандидатов педагогических наук, осуществляется руководство аспирантами, соискателями —  6 чел.

Стаж научно-педагогической работы – 35 лет.

 
Сферы научных интересов
  • Теоретико-методологические основы развития современного дополнительного образования детей.
  • Развитие полисферности социального воспитания и дополнительного образования детей.
  • Менеджмент дополнительного образования детей.
  • Социокультурная инфраструктура детства.
  • Новая парадигма воспитания детей и молодежи в России.
 
Список научных публикаций
№ п/п Наименование работы, ее вид Форма работы Выходные данные Объем в п.л. или с. Соавторы
Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства печатная Сб-к Академии педагогических наук СССР М.:1983 С.35-42.
Формирование научного мировоззрения средствами киноискусства в учебно-воспитательном процессе печатная В сборнике «Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства: Пособие для учителя / Сост. И.Л.Любинский. Под ред. Э.И.Моносзона. — М.: Просвещение, 1985 С.178 – 190.
Внешкольное дополнительное образование Москвы (состояние и перспективы развития). печатная М.: Московский департамент образования, 1992 2 п.л.
Центры внешкольного дополнительного образования детей и подростков г. Москвы: Информационный справочник печатная М.:МДО, 1992 24 с. 1,5 п.л.
О новых подходах организации воспитывающей деятельности учащихся в образовательных учреждениях Москвы печатная Документы и нормативно-методические материалы Московского департамента образования. Сборник №2. Часть 2. — М., 1992 С.28-50
Умелец. Городская дополнительная образовательная программа по развитию детско-юношеского технического творчества в Москве. печатная М.: «Информсвязь», 1994 2 п.л. Бельмач Ю.Г. Бычков Ю.В.
Рекомендации по организации воспитывающей деятельности в летних оздоровительных учреждениях (в помощь организаторам летнего отдыха). печатная М.: МДО, отдел внешкольного образования, 1994 70с. 4 п.л.
Нормативно-правовое обеспечение системы социального воспитания и дополнительного образования печатная М.: МКО, 1995 10 п.л.
Целевая комплексная программа «Каникулы». печатная М.: МДО, 1995. 2 п.л.
Государственные учреждения внешкольного дополнительного образования: Справочник. печатная М.: Изд-во «Фирма Глянц», 1995 2 п.л.
Техническое творчество детей: Авторские инновационные образовательные программы для системы дополнительного образования печатная М.: Русское рекламное изд-во, 1996 2 п.л. Бельмач Ю.Г. Бычков Ю.В.
Спутник организатора воспитания юных москвичей: Информационно-методический сборник печатная М.: МДО, 1996 10 п.л. Евтушенко С.В. Клочкова Л.И.
Я – москвич: Целевая комплексная программа. (Сборник «Спутник организатора воспитания»). печатная М.: Департамент образования, 1996 С.4-23 3 п.л. Евтушенко С.В. Клочкова Л.И.
Комплексная городская дополнительная образовательная программа «Умелец» по развитию технического творчества детей в г. Москве (образовательный проект для включения в городскую программу «Столичное образование 2) печатная М.: Русское рекламное издательство, 1996 2 п. л. Бельмач Ю.Г. Бычков Ю.В.
Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей печатная М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 75 с. 4 п.л Шнитова Н.П.
Музеи образовательных учреждений Москвы печатная М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 12,5 п.л Слесарева Л.П. Евтушенко С.В. Крайман М.И.
Городские конкурсы «Педагог-внешкольник-97» «Самый классный классный»: Пресс-релиз о лауреатах и участниках конкурсов печатная М., МГДД(Ю)Т1997 21с. 2,5 п.л
Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. печатная М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998 86 с. 5 п.л Фомина А.Б. Фидиппова Е.А. Буйлова Л.Н.
Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования: Монография. печатная М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. -214 с. 12 п.л. Фомина А.Б.
Наш Пушкин»: Целевая комплексная программа // «Воспитание на порогеXXI века: реалии и перспективы: Информационно-методический сборник печатная М.: Центр инноваций в педагогике, 1998 С.65-95 2 п.л. Евтушенко С.В. Клочкова Л.И.
Московские каникулы (О некоторых подходах к организации каникулярного времени детей и подростков). печатная М.: Центр инноваций в педагогике, 1999 10 п.л
Сыны Отечества: Целевая комплексная программа // В сборнике «Новый век: горизонт воспитания» (Актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе): Методический сборник печатная М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000 С.111 – 122. 1,5 п.л. Евтушенко С.В. Клочкова Л.И.
Современные социально-педагогические основы развития системы дополнительного образования (на материалах Москвы). печатная М.: ИОО МО РФ, 2000 2 п.л.
Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях: Монография. печатная М.: Центр «Школьная книга», 2001 224 с. 14 п.л.
Справочно-статистический материал к докладу «О программе патриотического воспитания молодежи Москвы на 2002-2004 гг. печатная М.: МИОО, 2001 5 п.л.
Городская целевая программа развития дополнительного образования детей в Москве печатная М.: МГДД (Ю)Т, 2001 41с. 2,5 п.л. Буданова Г.П.
Система дополнительного образования в Москве: история и современность печатная Московская школа, спецвыпуск. — М., 2001 С.2-35.
Творческий мир воспитания печатная Научно-метод. сб-к «Творческий мир воспитания». — М.: ООО «Фактория – С», 2001
О перспективах развития региональной системы дополнительного образования детей в Москве в 2001-2005 годах печатная М., МКО, 2001. 2 п.л.
Календарь-спутник организатора воспитания юных москвичей на 2001/2002 учебный год печатная М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001 19 п.л. Евтушенко С.В.
Календарь-спутник организатора воспитания юных москвичей на 2002/2003 учебный год печатная М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. 19,2 п.л. Евтушенко С.В.
Москва — открытый город детства: Справочно-статистический материал к докладу «О городской целевой программе развития дополнительного об 200разования детей в Москве». печатная М.: Изд-во МИПКРО (МИОО), 2002 5 п.л.
Нормативно-правовая база деятельности учреждений дополнительного образования детей печатная М.: Центр «Школьная книга», 2002 252 с. 15 п.л.
Школьнику о российском парламентаризме печатная М.:ИОО МО РФ, 2003 44 с. 2 п.л.
Парламентаризм и гражданское общество: Сборник авторских образовательных программ гражданского и правового образования – лауреатов Всероссийского конкурса авторских образовательных программ гражданского и правового образования, посвященного 10-летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Парламентаризм и гражданское общество». печатная М.: Пресс-служба СФ, 2004 128 с 8 п.л.
Правовое воспитание (Сборник образовательных программ) печатная Библиотечка для педагогов, родителей и детей: Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи». — 2004. — №5 4.п.л.
Роль молодежи в развитии парламентаризма в России, конф.(2004; Москва) печатная Конференция «Роль молодежи в развитии парламентаризма в России», 24 июня 2004 г. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004 4 п.л. Мезенцева А.П. Ермакова И.А.
Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. печатная М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004 15 п.л.
История дополнительного образования детей в России: Учебное пособие для вузов и ссузов печатная Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005. 244 с. 15 п.л.
Особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации печатная Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005 3 п.л.
«Здравствуйте, дети!»: Комплексная социально-педагогическая программа формирования единого воспитательного пространства Обручевского района Юго-Западного округа города Москвы печатная М., Центр дистантого обучения, 2005 2 п.л.
«Свой мир мы строим сами» (проекты победителей Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов печатная М.:ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005 Серия «Библиотека для педагогов, родителей и детей») 64 с. 4 п.л.
Полисферность дополнительного образования детей: Монография печатная М.: Центр «Школьная книга», 2006 330 с. 23 п.л.
Развитие полисферности дополнительного образования детей: Монография печатная Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2006. 339 с. 23,2 п.л.
Концепция совершенствования воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей печатная М.- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006 3,5 п.л
Мир детства Обручевского района.// Научно-методическое издание. печатная Мир детства Обручевского района.// Научно-методическое издание. М.: Профиздат, 2006 112 с Автор-составитель Голованов В.П. 112 с. 7 п.л.
Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие для вузов и ссузов печатная Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006 244с. 15,25 п.л.
Энциклопедия педагогики дополнительного образования детей: Словарь-справочник печатная Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006 244с. 15,25 п.л
Здравствуйте, дети! (О формировании единого воспитательного пространства Обручевского района г. Москвы). печатная М.: Профиздат, 2007. – 12, 5 п.л. 12,5 п.л.
Семья в образовательном пространстве Обручевского района печатная Семья в образовательном пространстве Обручевского района: Научно-методический сборник. – М.Профиздат, 2008. – 160 с Под общей редакцией В.П.Голованова
Педагогическая система гимназии как фактор витагенно-формирующего образования печатная Педагогическая система гимназии как фактор витагенно-формирующего образования. Научно-методическое пособие. М. Гимназия «Сиблово». – 2009. 24 с. 24с. Грабовский А.И.
Разработка механизма оценки дополнительной образовательной программы печатная Бюллетень: региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, 2009 № 4 С. 15-23
Воспитательный потенциал авторской песни печатная Воспитательный потенциал авторской песни / Сост. Беленькая Н.А., Беленький Л.П., Голованов В.П., Константинов Ю.С. – М.: Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и воспитания», 2010. -168 с. 186 с.
Музей в образовательном пространстве гимназии печатная Музей в образовательном пространстве гимназии: из опыта работы музея гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга/Научно-методический сборник для организаторов воспитания и дополнительного образования детей. – М.СПб., 2010. Составители Голованов В.П., Ищук Г.Н., Шутова В.М. 84 с. Под научной редакцией д.п.н., профессора Голованова В.П., к.п.н., доцента Ищук Г.Н. 5 п.л.
Воспитательный потенциал интеграции основного и дополнительного образования детей печатная Воспитательный потенциал интеграции основного и дополнительного образования детей: Научно-методический сборник /Сост. В.П.Голованов, Г.Н.Ищук М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. – 136 с. Под ред. В.П.Голованова, д.п.н., профессора 136 с.
Обновление основного (базисного) и дополнительного образования в рамках национальной образовательной инициативы» «Наша новая школа» печатная Обновления основного (базисного) и дополнительного образования в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Материалы дистанционной конференции: Научно-методический сборник/Сост. В.П.Голованов, Г.Н.Ищук, В.Н.Брюховецкая М.СПб.:ГОУ школа №338 Санкт-Петербурга, 2010, -95 с. 4,5 п.л.
Реализация дополнительных образовательных программ, направленных на профессиональное самоопределение подростков печатная М. ИСВ РАО, — 2010 10 п.л.
Ценности дополнительного образования детей на современном этапе: Сборник материалов Всероссийских научно-педагогических чтений, посвященных памяти А.К. Бруднова. Кострома, 1-2 июня 2010 года /Под ред. В.П.Голованова, Б.В.Куприянова; сост. О.В.Миновская, Л.С.Ручко.- Кострома: КОИРО, 2010 – 2011.- 232 с. печатная Ценности дополнительного образования детей на современном этапе: Сборник материалов Всероссийских научно-педагогических чтений, посвященных памяти А.К. Бруднова. Кострома, 1-2 июня 2010 года /Под ред. В.П.Голованова, Б.В.Куприянова; сост.О.В.Миновская, Л.С.Ручко.- Кострома:КОИРО, 2010 – 2011.- 232 с. 232 с.
Дополнительное образование детей как сфера формирования способностей печатная Дополнительное образование детей как сфера формирования способностей./ Научно-методическое пособие для организаторов воспитания и дополнительного образования детей. – М. – 2011. Научн. редактор и составитель Голованов В.П. 4,3 п.л.
Оптимизация дополнительного образования детей: Монография печатная Оптимизация дополнительного образования детей: Монография [Текст]/ Под ред. В.П. Голованова. – М., Кострома: ГАН РАО Ин-т семьи и воспитания, Костромской областной институт развития образования, 2010.- 170с. (в соавторстве) (авт. 3 п.л.). Коллектив авторов
Оптимизация управления качеством дополнительного образования детей печатная Оптимизация управления качеством дополнительного образования детей/Сборник материалов слушателей учебных курсов МИОО. Москва 15 февраля – 28 марта 2011 г. /Под ред. В.П.Голованова/Сост. Голованов В.П. –Москва ИСВ РАО, 2011 8 п.л. Коллектив авторов
Инновационный вектор воспитательного пространства образовательных учреждений Санкт-Петербурга Научно-методический сборник. Под ред. В.П.Голованова. – М.-С-Пб: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2011. – 118 с. печатная Инновационный вектор воспитательного пространства образовательных учреждений Санкт-Петербурга Научно-методический сборник. Под ред. В.П.Голованова. – М.-С-Пб: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2011. – 118 с. 118 с. Коллектив авторов
Развитие дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях на основе полисферного подхода. Монография. печатная LAMBERTAcademicPublishing 2011. — 478c. 478 с.
Воспитательный потенциал поликультурного образования (из опыта экспериментальной деятельности средней общеобразовательной деятельности № 186). печатная Учреждение РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», Научно-методический сборник. (Составители: Голованов В.П., Зверева Т.Ф.). Под научной редакцией: Голованова В.П., гл. научн. Сотрудника ИППД РАО, д.п.н., профессора, Заслуженного учителя РФ 2011, 58 с. 58 с.
Менеджмент в дополнительном образовании детей в современных условиях: теория и практика печатная Менеджмент в дополнительном образовании детей в современных условиях: теория и практика: Научно-методический сборник материалов слушателей учебных курсов МИОО «Менеджмент в дополнительном образовании детей» 13 февраля – 27 марта 2012 года. – М.: Ритм, 2012. – 224 с. Научный редактор и составитель: д.п.н., профессор, Заслуженный учитель РФ Голованов В.П. 224 с.
Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга. Коллективная монография печатная Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга (результаты опытно-экспериментальной деятельности опытно-экспериментальных площадок РАО и ФИРО) /Коллективная монография. Составители: Брюховецкая В.Н., Голованов В.П., Ищук Г.Н. – М.СПб. – Издательство «Европейский Дом» — 2012. -244 Под научной редакцией д.п.н. профессора Голованова В.П., к.п.н., председателя ОО ОУ «Ассоциация «От краеведения к гражданственности» Ищук Г.Н. 244 с. Коллектив авторов
Проектирование комплексной программы по профилактике аддиктивного поведения обучающихся системы начального и среднего профессионального образования печатная Проектирование комплексной программы по профилактике аддиктивного поведения обучающихся системы начального и среднего профессионального образования Под научной редакцией В.П.Голованова, Т.Н.Гущиной, М.Е.Лаврова. — М.-Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2012, — 80 с. 80 с.
Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода печатная Известия Саратовского университета Новая серия Серия Акмеология образования. Психология развития, выпуск 3 Научный журнал 2012 Том 1 С.68-71

В Казани состоялись Брудновские чтения

печатная Воспитание школьников 2012, № 4 С.43-44
Педагогическое наследие Алексея Константиновича Бруднова печатная М.: Центр развития творчества детей и юношества «Аминьево»; Киров: Изд-во ООО «Радуга-Пресс», 2013 3,3 п.л.
Менеджмент в дополнительном образовании детей в современных условиях печатная Менеджмент в дополнительном образовании детей в современных условиях: научно-методический сборник. / научный редактор Голованов В.П. Составители: Голованов В.П., Сидорова Н.О. – М. ФГНУ ИППД РАО –ДДЮТЭ, 2013, 200с. 200 с.
Дополнительное образование детей и подростков. Монография печатная Дополнительное образование детей и подростков: монография /В.П.Голованов, Л.Н.Буйлова, И.И.Троицкая [и др.]; под общ.ред.Н.В.Лалетина. – Сиб. фед. ун-т, Краснояр. Гос.пед. ун-т им. В.П.Астафьева [ и др.]. – Красноярск, 2013. – 176 с. 176 с. Коллектив авторов
Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования как фактор конкурентноспособного специалиста: Материалы Первого Провенциального креатив-форума / под ред. В.П.Голованова, Т.Н.Гущиной, М.Е.Лаврова, М.И.Рожкова. печатная Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования как фактор конкурентноспособного специалиста: Материалы Первого Провенциального креатив-форума / под ред. В.П.Голованова, Т.Н.Гущиной, М.Е.Лаврова, М.И.Рожкова. – Ярославль: ООО «Принтхаус-Ярославль», 2013. – 196 с. 196 с. Коллектив авторов
Взаимодействие основного и дополнительного образования детей Коллективная монография печатная Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии №278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга). Коллективная монография. – СПб., 2013. 0 235 с. 235 с. Коллектив авторов
Психолого-педагогические основания самообразования педагога дополнительного образования как фактора качества образования: научно-методический сборник по итогам проведения Брудновских чтений в Москве в рамках Третьих Аминьевских открытых педагогических чтений «Самообразование педагога как составная часть системы повышения квалификации» печатная Психолого-педагогические основания самообразования педагога дополнительного образования как фактора качества образования: научно-методический сборник по итогам проведения Брудновских чтений в Москве в рамках Третьих Аминьевских открытых педагогических чтений «Самообразование педагога как составная часть системы повышения квалификации» / Отв. ред. и составитель Голованов В,П. /М.: ФГНУ ИППД РАО, 2014 г. – 70 с. 70 с.
Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования. Монография. печатная Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования: монография /В.П.Голованов, Л.Н.Буйлова, З.А.Каргина [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб.фед. ун-т; Краснояр. Гос.пед. ун-т им. В.П.Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 332 с. 332 с. Коллектив авторов
Актуальные проблемы самоорганизации детей и взрослых в профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования детей. печатная Актуальные проблемы самоорганизации детей и взрослых в профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования: материалы Брудновских педагогических чтений в Москве 28 марта 2014 г. //Под науч. Ред. В.П.Голованова и Т.Н.Гущиной –М.;Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014. – 234 с. 234 с.
 
Читает лекционные и спецкурсы на темы
  •  Педагогика дополнительного образования детей.
  • Педагогика Педагогика и психология высшей школы.
  • Психолого-педагогический практикум.
  • Методика и технология работы социального педагога.
  • Андрагогика.
  • Менеджмент в дополнительном образовании детей.
  • Управление качеством дополнительного образования детей.
 
Публикации на сайте
(нет)
Проекты на сайте
  • Федеральные экспериментальные площадки

    Федеральные экспериментальные площадки лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования». Научный руководитель: Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор.

  • II межрегиональный открытый конкурс проектно‑исследовательских творческих работ воспитанников сферы дополнительного образования детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений»

    Департамент образования и науки Костромской области на базе областного государственного казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи» при поддержке и участии ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования», Института педагогики и психологии ФГОУ ВПО «КГУ им. Н.А. Некрасова», Международного союза детских общественных организаций СПО-ФДО (г. Москва) проводит 15-16 апреля 2015 года II межрегиональный открытый конкурс проектно‑исследовательских творческих работ воспитанников сферы дополнительного образования детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений».