Рожков Михаил Иосифович

Рожков Михаил Иосифович
Должности
Главный научный сотрудник 
Научная лаборатория
Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых 
Ученая степень
Доктор педагогических наук 
Ученые звания
Профессор 
Биография

Обосновано новое направление в педагогики — юногогика (педагогика юности), разработаны оригинальные концепции: экзистенциального подхода к воспитанию, социально-педагогического сопровождения ребенка, социального закаливания; личностно-деятельностного подхода к развитию ученического самоуправления; социализации ребенка в деятельности детских и подростковых организаций, преодолению трудностей социализации детей «группы риска».

Начал свою трудовую деятельность преподавателем техникума, работал пионервожатым лагеря «Орленок», заместителем директора профтехучилища, учился в аспирантуре НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, тринадцать лет проработал в институте профессионально-технической педагогики АПН СССР, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. По его инициативе при Ярославском государственном педагогическом университете был создан Институт педагогики и психологии, который возглавлял 15 лет.

Активно участвует в международном сотрудничестве. Выступал с докладами на многих международных симпозиумах, встречах, в том числе в США, Голландии, Польше, Израиле, Швеции и других странах.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии психологических наук. . Награжден: за педагогическую и научную деятельность юбилейной медалью(1970), медалью К.Д. Ушинского (1998). Медалью Павло Владковица (Польша, 2010), «Отличник профтехобразования СССР»(1986), лауреат премии Ленинского комсомола в области педагогической деятельности (1989), Дважды лауреат премии Правительства России в области образования (2002, 2008), трижды лауреат премии Губернатора Ярославской области.

Автор 420 научных работ, в том числе 69 книг. Из них наиболее значительны следующие: «Общие основы педагогики» (М., Владос, 2002), Теория и методика воспитания. (М., «Владос-пресс», 2004) Классному руководителю ( М., Владос, 1999, 2001) Развитие самоуправления в детских коллективах. (М., Владос, 2002) Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением (М., Владос, 2001) Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. (М,: Владос, 2009). Большинство перечисленных работ допущены или рекомендованы Министерством образования в качестве учебников и учебных пособий для вузов. Его статьи вошли в педагогическую энциклопедию и энциклопедию профессионального образования.

Плодотворно работает по подготовке кадров высшей квалификации: под его руководством и при его научном консультировании защищено 112 кандидатских диссертаций и 22 докторских Пятнадцать лет возглавлял диссертационный совет, он также является членом ряда диссертационных советов в ЯГПУ и членом диссертационного совета по педагогике в Костромском университете. Среди его учеников Волохов Алексей Васильевич, Фришман Ирина Игоревна, Чепурных Елена Евгеньевна, Трегубова Татьяна Моиссевна, Сапожникова Татьяна Николаевна, Уманский Александр Львович и др.

Педагогическое кредо: Воспитание свободного человека.

Свободный человек – это человек, обладающий внутренней свободы, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Свободный человек создает свободное общество, а внутреннее ощущение раба способствует процветанию тоталитаризма.

Воспитание свободного человека нельзя идентифицировать со сво­бодным воспитанием. Главной идеей свободного воспитания является пре­доставление ребенку свободы поведения, снижение регламентации органи­зации его жизни. Даже в регламентированном процессе организации жиз­недеятельности возможно воспитание свободного человека. Главное, это стимулирование проявления его «я», что является основой его субъектно­сти.

Воспитание свободного человека – это, прежде всего, создание усло­вий для внутреннего раскрепощения, предоставление возможности экзи­стенциального выбора. Такой выбор может осуществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регла­ментации. Важно сформировать у молодого человека внутреннее ощуще­ние зависимости реализации целей от собственного выбора пути в жизни. При этом должно возникнуть понимание возможности создания своего проекта существования, сознательного выбора целей жизни, осознания кратковременности бытия на земле.

В этом плане адекватен разрабатываемый в нашей научной школе эк­зистенциальный подход, предполагающий, что воспитанник – сам субъект своего развития, а высший уровень проявления субъектности -осмыслен­ное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией. Основной идеей экзистенциального подхода к воспитанию является вы­деление в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

 
Публикации на сайте
  • Ребёнок как субъект своего развития. Опыт педагогического поиска инновационных площадок

    Данное методическое пособие обобщает опыт инновационных площадок, реализующих программы опытно-экспериментальной работы, в процессе которой апробируются новые педагогические средства сопровождения саморазвития школьников. Пособие включает статьи учёных и практиков, раскрывающие педагогический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга, Ярославской, Костромской, Калужской областей Российской Федерации.

Проекты на сайте
  • Научно-практическая интернет-конференция «Цифровое поколение и педагогические реалии современной России» (ноябрь-декабрь 2016 года)

    Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» приглашает Вас принять участие в работе Научно-практической интернет - конференции «Цифровое поколение и педагогические реалии современной России» в ноябре-декабре 2016 года.

    В работе конференции планируется участие отечественных и зарубежных ученых и практиков, всех кого волнуют проблемы современного детства. В программе организация круглых столов, мастер–классов, презентаций, форумов, wiki-проектов на сайте http://ippdrao.ru/samorg.php.

    Участники конференции получают Сертификат участника конференции, сборник материалов конференции в электронном виде (Сборник будет размещен на сайте Электронной Научной Библиотеки http://elibrary.ru/.)

  • Экспериментальные площадки

    Ярославский региональный Инновационно-образовательный центр «Новая школа»

    Фотография 01

    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа» (ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа») является региональным ресурсным центром по направлению «Комплексное сопровождение одаренных детей». В Центре ведется образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам углубленного изучения различных предметов, реализуются образовательные региональные проекты, проводятся массовые мероприятия, олимпиады и конкурсы, обеспечивающие выявление, сопровождение и развитие интеллектуально одаренных обучающихся. Центр «Новая школа» осуществляет организацию и проведение в Ярославской области всероссийской олимпиады школьников.

    Санаторная школа-интернат №6 города Ярославля

    Фотография 02

    Санаторная школа-интернат № 6 находится в Красноперекопском районе г. Ярославля на территории Петропавловского парка. Функционировала как школа-интернат с марта 1960 года, а с сентября 1989 года была реорганизована в санаторную школу-интернат. Санаторная школа-интернат создана для образования и воспитания детей, нуждающихся в длительном лечении, имеющих функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной поддержке. Набор детей в санаторную школу-интернат производится из всех районов города по желанию родителей (законных представителей) и по медицинским показаниям. Имеется лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление следующих работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи – по медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, стоматологии, физиотерапии; при осуществлении санаторно-курортной помощи – по детской кардиологии, неврологии, педиатрии, психотерапии, физиотерапии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи – по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

    Главное направление работы с такими детьми – добиться стойкой клинико-лабораторной ремиссии заболеваний, избегать рецидивов, адаптировать детский организм к имеющимся отклонениям, чтобы обеспечить им нормальное развитие и рост, а в будущем – полноценную активную жизнь, правильный профессиональный выбор, сформировать устойчивую мотивацию сохранения здоровья и саморазвития.

    Санаторная школа-интернат является муниципальной стажировочной площадкой по теме «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС», экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по теме «Социально-педагогическое сопровождение саморазвития школьников в условиях санаторной школы-интерната».

    Санаторная школа-интернат № 6 является неоднократным участником и победителем Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, дипломантом областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества».

    Школа №4 города Костромы

    Фотография 03

    Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 4» 14 февраля 2017 г. присвоен статус инновационной площадки Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Социально-педагогическое сопровождение саморазвития школьников». В работу включились восемь педагогов, включая директора школы Н.Н. Комарову (учителя начальных классов Русакова О.В., Корепанова Н.Ю., учитель физики Воронцова Н.В., учитель русского языка и литературы Цветкова Н.В., учитель иностранного языка Демидова Е.А., учитель музыки Максимчук А.С., заместитель директора Дубовицкая С.Ю.). В школе организована работа по разработке модели социально-педагогического сопровождения саморазвития школьников и апробации средств этого сопровождения в соответствии с положениями разработанной модели.

    Миссия школы: создание благоприятных условий для развития потенциальных возможностей и самореализации всех участников образовательного процесса.

    Сегодня в школе обучаются 1074 учащихся, создано 38 классов-комплектов.

    Турклуб «Скиф» Приморского дома творчества детей города Санкт-Петербурга

    Фотография 04

    «Туристский подростковый клуб СКИФ» существует в Приморском районе более 15 лет. Сейчас там более 300 занимающихся подростков от 10 до 18 лет. И более 4 000 школьников за учебный год принимают участие в различных образовательных программах и массовых мероприятиях, проводимых клубом в Приморском районе. Турклуб СКИФ – это разновозрастный коллектив, детско-взрослая со-бытийная общность. Воспитательный коллектив – это уникальное пространство, мотивирующее всех участников на саморазвитие и постоянное движение.

    В деятельность клуба входят: пеший, лыжный, горный, вело и водный туризм, туристское многоборье по видам пеший, горный и водный; ориентирование; основы скалолазания; спелеотуризм; экспедиционные путешествия. На выездах и в походах школьники участвуют в тренингах на развитие психических функций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Прослушивают и анализируют литературные аудиопостановки. В каникулярное время предусмотрены многодневные туристские путешествия.