Теплова Анна Борисовна

Теплова Анна Борисовна
Должности
Старший научный сотрудник 
Научная лаборатория
Лаборатория антропологических основ профессионального развития педагогов 
Ученая степень
Кандидат педагогических наук 
Ученые звания
 
Сфера научных интересов

Традиционная культура, как фактор становления внутреннего мира ребёнка, процессы становления детской картины мира, духовно-нравственное развитие детей, инновационные формы воспитания дошкольников, родителей, педагогов в рамках антропологического подхода.

 
Образование
  • 1988г. МГУ им. М.В.Ломоносова, исторический факультет.
  • 1995г, «Менеджмент некоммерческих организаций» Центр Гражданских Инициатив CCI  (Сан-Франциско).
  • 2008-2013 Аспирантура РАО
  • 2012 КПК «Дополнительное образование как воспитательное пространство Детства: психолого-педагогические аспекты (дошкольники и школьники)»
  • 2014 КПК «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: цели, содержание, организация введения»
 
Профессиональный опыт
  • 2007 по настоящее время старший научный сотрудник Института Психолого-педагогических проблем детства РАО, в лаборатории Антропологических основ профессионального развития педагогов. Автор более 20 научных статей и монографии.
  • 2011 по настоящее время веду курсы повышения квалификации педагогов ИППД РАО по темам, связанным с игрой, игрушкой, традиционным воспитанием:

— Модели организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.- Формирование предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.- Программно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО.- Субкультура дошкольного детства как основа построения современной стратегии дошкольного образования.- Игра и игровые практики детей в условиях введения ФГОС ДО.

  • 2013 по настоящее время МГПУ, кафедра Дошкольного образования Института психологии и педагогики образования, преподаваемые дисциплины: Субкультура дошкольного детства; Методика воспитания детей раннего возраста; Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста; Теория и методика дошкольного воспитания, Музыкальное воспитание дошкольников и пр., старший преподаватель.
  • 2010 по настоящее время — МГППУ, Факультет Юридической психологии, соавтор и разработчик Программы «Организация досуговой деятельности в работе с детьми и подростками», специальность Педагогика и психология девиантного поведения, доцент
  • 2010 — 2012 лекции на факультете педагогики образования в МГУ им.М.В.Ломоносова по традициям семейной педагогики.
  • 2002 по настоящее время работаю в АНО «Родительская школа «Драгоценность», авторские педагогические программы для родителей «Семья: традиции и современность», «Колыбельные песни в становлении картины мира ребенка», «Традиции воспитания».
  • 1992 по настоящее время работаю в детской студии эстетического развития «Фольклор.Традиции.Культура», педагог, автор программы и методики.
  • 1999 по настоящее время сотрудничаю с лицеями, школами, дошкольными учреждениями Москвы, провожу лекции-уроки по народной культуре, концертно-выставочные программы и традиционные праздники.
  • 2007-2010 Главный редактор детского историко-культурологического журнала «Царевна».
 
Дополнительно

Культуролог, педагог, руководитель детской фольклорной студии. Автор монографии, ряда статей, посвященных материнскому фольклору.

 
Публикации на сайте
(нет)
Проекты на сайте
  • Фестиваль семейных проектов

    Фестиваль задумывался сотрудниками лаборатории кандидатами психологических наук Владимиром Константиновичем  Рябцевым, Верой Викторовной Ряшиной, кандидатом педагогических наук Анной Борисовной Тепловой  совместно с педагогами дошкольных отделений Ольгой Валентиновной Исаевой (ГБОУ Школа №1159), Евгенией Владимировной Замановой (ГБОУ Школа №597 «Новое поколение»), Екатериной Борисовной Мисожниковой (ГБОУ Школа №1747)  как возрастно-сообразная форма детско-взрослого образовательного со-бытийного пространства, поскольку именно в этом формате возможно наилучшим образом  организовать презентацию результатов детской творческой, конструкторской, проектной и исследовательской работы, создать наиболее благоприятные условия для реализации детской субъектной инициативы, пространства совместного творчества и общения детей и взрослых.

    Были разработаны и апробированы несколько моделей фестиваля семейных проектов.

    В ГБОУ Школе № 597 «Новое поколение» фестиваль семейных проектов проводился в рамках школьного этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий-2016». На площадке фестиваля было организовано три станции. Первая – стендовая выставка проектных и исследовательских работ воспитанников дошкольных  отделений. В актовом зале школы по периметру были расставлены столы, и дети вместе со своими  родителями и педагогами представляли результаты  проектов и исследований, над которыми шла работа  в течение года. Это были и проекты по выращиванию фасоли дома, и проекты по  окрашиванию бутонов хризантем в разные цвета, и проекты по здоровому образу жизни и спортивным достижениям, и конструкторские разработки по мобильному ветеринарному госпиталю, и кулинарные семейные эксперименты. Авторы проектов  в непринужденном диалоге смогли представить свои работы гостям фестиваля – ученым, педагогам школы, гостям из других дошкольных отделений, родителям и друзьям, - а также походить по выставке проектов, задавая вопросы,  и  познакомиться с работами своих юных коллег.

    На второй станции – конструкторской – всем участникам предлагалось объединиться в четыре детско-взрослые команды и построить «Дом своей мечты»  из наборов для конструирования. Затем каждая команда представляла всем участникам свое архитектурное сооружение, объясняя, какой дом получился, для кого, почему так устроен.

    На третьей станции – театральной – детям и родителям было предложено объединиться в две команды, а затем подготовить и... разыграть настоящий спектакль на сцене, со сценарием, актерами и реквизитом.  Все участники блестяще справились со своей задачей, многие родители затем в интервью отметили, что даже и не подозревали, что им так понравится играть на сцене вместе с собственными детьми!

    Были продуманы также особые моменты, направленные на создание позитивного эмоционального настроя всех участников фестиваля. Специально подготовленная группа аниматоров – дети во главе с преподавателем физкультуры – организовала флеш-моб для всех участников, которым открывался и завершался фестиваль, а также динамические паузы между площадками.

    В завершении фестиваля всем детям, педагогам и родителям были вручены грамоты, а по его итогам инициативной группой был создан  фильм, который размещен на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки».

    На площадке дошкольных отделений №3 и №7 ГБОУ Школы №1159 был организован фестиваль семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной, посвященной юбилею  Агнии Барто. Каждое стихотворение всеми любимого автора было представлено как результаты творческих поисков и находок каждой семьи. Так, вслед за декламацией стихотворения «Раковина», подготовленной одной из участниц, выступили ее старшие брат и сестра с арией из оперы «Волшебная флейта» Моцарта и джазовой импровизацией «Ракушка», а вместе с огромной морской раковиной из домашней коллекции участникам была продемонстрирована выставка поделок из ракушек, которую сделали дети, вдохновившись   неисчерпаемой темой  моря и морских обитателей. Еще одним ярким примером фестиваля стало представление одной из участниц своей семейной традиции «Ключики» - специальный ключик, которым каждую весну семья открывает двери своей дачи и начинает новый дачный сезон, желая добра всему окружающему вокруг.  Созданные детьми и педагогами золотые ключики  - символы творческого поиска – были вручены всем детям-участникам  этой фестивальной площадки. А завершилась она также ярким и динамичным общим танцевальным флеш-мобом. Видеозапись модели фестиваля семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной размещена на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки».

    Третья модель была реализована на площадке дошкольных отделений ГБОУ Гимназии №1409, где второй год организуется фестиваль детских творческих инициатив «Маленький Леонардо» под научным руководством доктора педагогических наук Ирины Алексеевны Подругиной. Так же, как и на «большом» Всероссийском фестивале детских творческих инициатив «Леонардо», маленьких участников ждала встреча с  настоящими учеными  - экспертами на тематических секциях, где каждый участник защищал свой  индивидуальный или коллективный проект при активной поддержке родителей, педагогов, друзей, младших братьев и сестер. Организаторы приготовили для детей настоящий праздник с героями и сюрпризами. Детей по традиции приветствовал Леонардо, прилетевший на воздушном шаре, и коротышки из Солнечного города.   Замечательно, что в этом фестивале   принимают  участие не только дети из образовательных организаций, расположенных неподалеку, но и активные проектные команды из школ в Южном Бутово.  Информационную поддержку фестивалю  обеспечил научно-популярный журнал «Обруч».

    Пространство фестивальных площадок является открытым для новых семейных и педагогических проектов. Разработчики и организаторы надеются, что  наша сетевая инициатива  перерастет в большой культурно-образовательный проект по созданию пространства детско-взрослых творческих встреч, проектов и открытий! Возможности интернет-ресурса «школьные-проекты.рф»  http://school-projects.ru/  позволяют продумать и организовать соразмерные и  удобные для всех участников форматы встреч и презентации своих творческих работ, даже если возраст участников совсем юный, а масштаб их активности еще не вышел за пределы   игровой площадки родного двора или детского сада.

    Присоединиться к фестивалю семейных проектов можно, написав письмо организаторам на адрес masterVR@yandex.ru с темой письма «Фестиваль семейных проектов».

    Вера Викторовна Ряшина, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.